Деньги под лед



Деньги под лед Фото: РИА Новости

Сервис «Яндекс.пробки» в течение всего дня 3 февраля оценивал ситуацию на дорогах Москвы в 8-9 баллов. Через каждые сто метров на дороге встречались парочки «поцеловавшихся» автомобилей. Причиной транспортного коллапса, по единодушному мнению экспертов, стали противогололёдные реагенты (ПГР). Специалисты утверждают, что новые антигололедные материалы, закупленные Департаментом ЖКХиБ Москвы, не способны справляться с поставленной задачей при температуре ниже -15 градусов и даже небольших осадках.

Между тем, закупка этих реагентов (различные сочетания солей с мраморной крошкой) обошлась городскому бюджету в 4,5 млрд рублей.

Завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков в интервью BFM.ru рассказывает: «Только на дворовых территориях города в этом году используется 136 тысяч тонн комбинированных реагентов. Причем цена практически 19 рублей за кг. И только на эти реагенты, которые применяются на тротуарах, город потратил 2,5 млрд рублей. И на те закупки [реагенты для обработки дорог и улиц], это 240 тысяч тонн жидких продуктов, город потратил больше 700 млн рублей. И на закупку твердых продуктов город потратил из расчета 10 руб/кг порядка 1,2 млрд рублей. В общей сумме цена вопроса — все противогололедные реагенты, использующиеся в текущий зимний сезон на дорогах и пешеходных зонах — составляет примерно 4,5 млрд рублей».

Для сравнения, при экс-мэре Юрии Лужкове на закупку реагентов тратилось не более 1,2-1,5 млрд рублей.

Конкурс для избранных

Вообще процесс закупок антигололедных реагентов на зиму сезона 2011/2012 был полон неожиданностей.

Во-первых, тендер был объявлен на два года вперед. Дмитрий Леонтьев, руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог» считает, что «совершенно не было никакой необходимости делать тендер на двухгодовой запас реагентов, это перегрузка складов, сумасшедшая логистика. Сам реагент имеет сроки годности, слеживается, много проблем. Городу не выгодно, это двойные затраты».

Во-вторых, в торгах принимала участие лишь одна компания. Это дало повод для разговоров о том, что рецептура нового набора ПГР была «подогнана» специально для единственного производителя — «Уральского завода противогололедных материалов».

«Как, почему меняют эти реагенты в Москве, можно только догадываться на уровне слухов. Потому что реальная ситуация совершенно абсурдна и не дает логичных поводов для логичных выводов, — говорит Леонтьев в беседе с BFM.ru — Те причины, которые называются, они не совсем стыкуются с реальной ситуацией. Есть такие слухи, что это просто передел рынка, есть слухи о коррупции. Те поставщики, которые были раньше, которые из года в год поставляли в Москву, у них производственных мощностей не хватило, и они автоматически вылетели из тендера. Тут появляется новый поставщик, который может поставить другой реагент, но в таких громадных объемах на два года вперед. Хотя это городу совершенно не необходимо, потому что даже годовой запас ни разу еще не был израсходован, всегда были остатки. Остается только догадываться».

Скользкая тема

Впрочем, непрозрачная система закупок реагентов возникла не при Собянине. Эта тема была скользкой и при его предшественнике. Так, в конце 2007 года стало известно, что победителем конкурса на закупку ПГР на сумму 1,3 млрд рублей выиграла компания., учрежденная за две недели до тендера. Производители реагентов грозились подать в суд, а Лужков получил депутатский запрос из Госдумы.

Лидер партии «Яблоко», экс-депутат Мосгордумы Сергей Митрохин заявил в интервью BFM.ru, что в целом реализация антигололедных веществ городу «всегда носила полутеневой, полукриминальный характер». «Здесь всегда были махинации. Я не исключаю, что все это продолжится и сейчас, потому что, в принципе, система власти в городе не изменилась, она остается такой же непрозрачной, такой же закрытой. Та же самая карманная Мосгордума, которая ничего не контролирует, то же самое местное самоуправление, чьи права урезаны под самую кромку, никакой общественности не привлекается к контролю за бюджетными средствами. Доклады Контрольно-счетной палаты Москвы остаются гласом, вопиющим в пустыне. Контроля никакого нет, я не исключаю, что на этих закупках, в частности, мраморной крошки, чиновники будут иметь большие откаты, они будут покупаться по завышенной цене. Скорее всего, все будет как всегда».

Как проводились конкурсы на закупку реагентов в прошлом году

Первый в прошлом году открытый электронный аукцион на поставку противогололедных материалов для государственных и муниципальных нужд состоялся 12 апреля 2011 года по заказу департамента ЖКХиБ. Общая стоимость лотов составила около 2 млрд рублей. Победителями стали компании ЗАО «НПО Реагенты», ООО «НПО «Путевые технологии» (компания является трейдером Уральского завода противогололедных материалов) и ЗАО «ТД «Скоропусковский синтез».

В ходе торгов был нарушен закон 94-ФЗ «О госзакупках», считает Дмитрий Леонтьев. Все три победителя тендера предоставили государственным заказчикам договоры поручительства с юридическими лицами, не удовлетворяющими условиям поручительства.

Так, «НПО Реагенты» представило поручительство ООО «Альфа ком», в котором накануне аукциона появился второй учредитель — ООО «Трейдер» (на телефоне которого «числятся» еще 127 компаний. Но главное в другом: генеральным директором ООО числится Владимир Запольский, умерший в 2006 году.

Гарантии двум другим победителям торгов — ООО «НПО «Путевые технологии» и ЗАО «ТД «Скоропусковский синтез» — предоставила компания ООО «Современные информационные системы» («СИС»), которая была отклонена ИФНС России по Кировскому району города Перми в апреле 2011 года как не соответствующая требованиям статьи 38 закона № 94-ФЗ.

Таким образом, заказчику в лице департамента ЖКХиБ в отношении поручителя были предоставлены недостоверные сведения, на этом основании результаты торгов могли быть аннулированы. Но этого не произошло.

В мае, спустя месяц после электронного аукциона, Московское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России выявило сговор в аукционе на поставку противогололедных реагентов в Москве.

По сообщению пресс-службы УФАС, ОАО «Единая торговая компания», ООО «Скоропусковский синтез», а также ЗАО «НПО Реагенты» и ООО «Новомосковский хлор» снижали начальные цены контрактов всего на 0,5% и во время аукциона намеренно не конкурировали между собой. В результате все они были признаны нарушившими п.2 ч.1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции», выразившийся в осуществлении согласованных действий путем поддержания цен на торгах.

В отношении нарушителей проводилось административное расследование. 4 мая 2011 года ОАО «Единая торговая компания» было оштрафовано на 100 тысяч рублей, 11 мая 2011 года ЗАО «Скоропусковский Оргсинтез» — на 3 078 283 рубля и 13 мая 2011 года ООО «Скоропусковский синтез» — на 100 тысяч рублей.

В августе 2011 года был объявлен второй конкурс на поставку жидкого реагента на основе хлористого кальция и натрия, департаменту ЖКХиБ понадобилось 477,7 тысячи тонн реагентов. Начальная сумма контракта — 2,005 млн рублей.

Префектура ЦАО хотела купить 4900 тонн на сумму 45,259 млн рублей. Восточный округ покупал 6193 тонны за 47 млн рублей. СВАО заказал 5472,5 тонны жидких хлористых реагентов общей стоимостью в 39,784 млн рублей. ЮАО — 4249,5 тонны реагентов за 34,227 млн рублей, ЮВАО — 3601 тонну за 34 млн рублей, САО — 4816 тонн реагентов за 32,533 млн рублей.

В ЮЗАО покупали 4282,5 тонны реагентов за 36,887 млн рублей, префектура ЗАО разместила заказ на покупку 4660 тонн химикатов за 44,772 млн рублей, а власти Северо-западного округа — 26,223 млн рублей на 4043,5 тонны. Зеленоград закупил 1783, 5 тонны реагентов на сумму 11 млн рублей.

На очистку ото льда кольцевых магистралей Москвы из бюджета отдельно выделено 149,583 млн рублей.

Итоги аукциона на поставку противогололедного материала для использования на тротуарах, дворовых территориях и внутриквартальных проездах Москвы были подведены 28 сентября 2011 года.

В тендере общей стоимостью более 2,5 млрд рублей выиграло пермское ООО «НПО «Путевые технологии», которое, как выяснилось, было единственным участником аукциона.

Поставляемый компанией материал, который состоит из смеси мраморной крошки и солей, производится на Уральском заводе противогололедных материалов (производственные площади «НПО Путевые технологии» размещаются по тому же адресу, что и УЗПМ, хотя сама компания зарегистрирована в Москве).

На сайте завода размещена любопытная информация (орфография сохранена). «При переходе на современные методы борьбы с гололедом руководители организаций, ведомств и администраций руководствуются следующими факторами: эффективность нового метода: быстрая и эффективная уборка улиц, тротуаров и пешеходных дорожек ото льда и снежного наката; отсутствие грязи; минимальное воздействие противогололедных реагентов на дорожное покрытие, метало конструкции, автомобили, одежду и обувь граждан; экологическая безопасность; минимум затрат при переходе на новый метод: не требуется обязательная закупка новой техники, долгого обучение персонала, новые склады и помещения; значительно меньший расход противогололедного материала, так как плавящая способность противогололедных материалов нового поколения в 5 раз выше, чем у песко-соленной смеси; политическая составляющая (мнение избирателей, оценка вышестоящего руководства).

Единоличным владельцем Уральского завода противогололедных материалов является директор этого предприятия Рустам Гильфанов, а «Путевыми технологиями» владеет Денис Баклушин, по данным издания «Маркер».

Завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков отмечает, что 2,5 млрд рублей, потраченных на реагенты для уборки дорог и тротуаров, — это беспрецедентный случай. «Там применялся гранитный щебень, цена которого 1 рубль килограмм. И применялось 25-30 тысяч тонн щебня, который доставлял определенные хлопоты москвичам, но такого безобразия, как сейчас, с одеждой и обувью, мы не испытывали», — возмущается он.

К тому же, по словам экспертов, коммунальные службы стимулируют сверхнормативное использование «модных» реагентов. Дворники признаются, что получают премию за то, что посыпают улицы от души, не жалея реагентов.

«Раньше, до сегодняшнего текущего зимнего периода, были придуманы некие механизмы, хотя их тоже сложно реализовывать, которые предусматривали выплату премии за то, что реагенты экономятся. И реагенты экономились только на объектах дорожного хозяйства, на проезжей части. Сейчас на тротуарах используем, закупили в этом году 134 тысяч тонн. Почему в 11 раз больше реагентов вдруг мы стали применять на тротуарах? — рассуждает Хомяков. — Мы сейчас вернулись к тому, что задействовали солевую нагрузку, и москвичи, которые выходят на тротуары, и наступают на эти рассолы, которые здесь при 20 градусах образуются. Это сколько надо насыпать соли, чтобы была жидкость при минус 20 градусах. О какой экономии бюджета и реагентов идет речь, когда такие объемы приходится дворникам распределять».

Очевидно, указывают опрошенные BFM.ru эксперты, чем больше реагентов будет использовано этой зимой, тем больше их можно будет купить в следующем сезоне. Это, как выясняется, выгодно и производителям реагентов, и трейдерам, и чиновникам.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей