Общественное телевидение в России должно частично финансироваться за счет коммерческих телеканалов. К такому выводу пришла рабочая группа Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ, пишет газета «Известия». Как сообщил изданию глава рабочей группы, руководитель СПЧ Михаил Федотов, «обычным» телеканалам придется отчислять по 3% от своей рекламной выручки. Федотов напомнил, что на общественном телеканале не будет рекламы, в то время как коммерческие телеканалы имеют такой источник доходов. Таким образом, рассуждает глава СПЧ, общественный телеканал не участвует «в дележе рекламного пирога, и было бы справедливо, чтобы другие участники поделились». По его мнению, «3% от рекламных бюджетов» будет достаточно, чтобы профинансировать деятельность общественного ТВ «почти на 100%». Годовой рекламный бюджет всех телекомпаний составляет 100 млрд рублей, утверждает Федоров. Таким образом, по предложенной схеме на нужды общественного ТВ пойдет 3 млрд рублей. Возглавляемая Федоровым рабочая группа попыталась учесть требования к правилам работы общественных телеканалов, выдвинутые президентом Дмитрием Медведевым. Глава государства поставил вопрос о создании такого телевидения в обращении к Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 года. Тогда президент, в частности, указал, что общественное телевидение должно быть удалено от государства и при этом «ни один из владельцев не должен иметь влияния на принятие любых решений». Первоначально предложение президента создать телевидение нового типа озадачило экспертов и вызвало противоречивую реакцию топ-менеджеров ведущих телеканалов. Появились предположение, что общественное телевидение будет финансироваться за счет специального налога. В Кремле решили, что такое телевидение будет создано на базе одного из федеральных каналов. Среди возможных вариантов — ТВЦ или «Звезда». Предложенная рабочей группой идея об отчислениях с рекламы не понравилась генеральному директору НТВ Владимиру Кулистикову. По его мнению, такая схема финансирования возвратит телеканалы в 1990-е годы. «Мы только-только вытащили рекламу, что называется, за ушко да на солнышко, из серых схем, с каких-то там непонятных расчетов. Сейчас она легальная и прозрачная. А когда надо с кем-то делиться доходами, всегда возникает большой соблазн эти доходы прятать», — поделился он сомнениями в интервью газете. По его мнению, трехпроцентный сбор — это нерыночный подход, который «нанесет ущерб уже достигнутому уровню цивилизованных рыночных отношений в сфере рекламы». Гендиректор НТВ уверен, что вопросы финансирования общественного ТВ, равно как и создания управляющих органов, не должны адресоваться к экспертному сообществу. Реакция Кулистикова не удивила Михаил Федотова. «Естественно, они будут возражать против сбора. Кто хочет отдавать деньги? Вообще всегда удобнее налоги не платить, чем платить. К сбору коммерческие телеканалы может побудить специальная поправка в законодательство», — уверен глава СПЧ.
|