Текстильное производство в Китае перестает быть выгодным. Фото: AP В Германии о подобных повышениях зарплат могут только мечтать: 8,6%! Именно настолько городские власти Пекина увеличили с 1 января 2012 года минимальный размер оплаты труда. Примеру столицы последовала старейшая в КНР особая экономическая зона Шэньчжэнь: с 1 февраля здесь даже за самые простые виды работ запрещено предлагать менее 1500 юаней в месяц — это в пересчете 185 евро. Это лишь самые свежие примеры, подтверждающие очевидный тренд, — в Китае в последнее время стремительно растут зарплаты. По данным министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения, за один только 2011 год повышения составили в среднем по стране свыше 20%. Основная причина тому — растущий дефицит рабочей силы, отмечает эксперт по рынку труда Института современных исследований в Шэньчжэне Лю Каймин: «С 2004 года основу экономически активного населения составляют те, кто родились после 1980 года. И мы видим, что из-за политики контроля за рождаемостью число рабочих рук начало сокращаться». Это особенно остро почувствовали отрасли, использующие низкооплачиваемую рабочую силу. Поэтому все больше текстильных фабрик и предприятий по производству игрушек вынуждены переносить производство из Китая во Вьетнам, Камбоджу или Бангладеш. Бизнес осознал: времена, когда Китай был крупнейшей в мире страной дешевой рабочей силы, окончательно прошли. И вызвано это не только растущим дефицитом рабочих рук. Рост зарплат активно поддерживается руководством КНР. Оно преследует при этом две основные политические цели: стремится предотвратить вспышки социального недовольства и одновременно стимулирует внедрение более современных и сложных технологий. «Сделано в Америке». Вторая жизнь Изменения на китайском рынке труда уже привели к тому, что прекратился длившийся многие годы процесс переноса в Китай промышленных предприятий из США. Американская консалтинговая компания Boston Consulting Group опубликовала в декабре минувшего года исследование со знаковым заголовком «Вновь «Сделано в Америке» (Made in America, again). Главный тезис исследования: американские фирмы все чаще возобновляют на территории Соединенных Штатов свернутое в свое время производство промышленной продукции для североамериканского рынка. И происходит это, прежде всего, потому, что быстрое увеличение зарплат на китайских предприятиях больше не компенсируется ростом производительности труда. В то же время в самих США уровень зарплат снижается, а производительность труда продолжает расти. Данный эффект еще больше усиливается процессами, происходящими на валютном рынке: курс доллара остается низким, а юань набирает силу. Один из авторов исследования Хал Сиркин исходит из того, что к 2015 году производственные издержки при выпуске абсолютного большинства товаров будут в Китае лишь на 10% ниже, чем в США. «Прибавьте к этому расходы на транспорт, риск пиратского копирования, трехмесячные сроки доставки товара по морю, а также тот факт, что производитель находится в 8-10 тысячах километров от конечных потребителей, и вы осознаете, что 10% уже не играют никакой роли". Иными словами, переносить производственные мощности из США в Китай чаще всего уже не имеет смысла. Немецкий бизнес сделал ставку на квалифицированные кадры В Германии подобного тренда пока не наблюдают, отмечает Александра Вальдман (Alexandra Waldmann) из Азиатско-Тихоокеанского комитета при Федеральном объединении немецкой промышленности (BDI). По ее словам, немецкие предприятия, наоборот, продолжают вкладывать деньги в развертывание производства в КНР. Она объясняет этот тем, что компании из Германии выпускают в Китае в основном высокотехнологичную продукцию, а потому были изначально настроены на довольно высокий уровень зарплат. Для таких фирм важнее квалификация сотрудников, чем то, во сколько они обходятся, подчеркивает эксперт. К тому же на китайском рынке работают в основном небольшие и средние по размерам фирмы из Германии, которые всегда принимают долгосрочные решения о производственных площадках. Хотя бы потому, что обучение и переподготовка персонала является весьма длительным процессом, продолжает Александра Вальдман. «Но если квалифицированные кадры, способные выпускать высокотехнологичную продукцию, уже выращены, то не так просто свернуть производство и начать все заново где-то в другом месте», — отметила в беседе с Deutsche Welle эксперт Азиатско-Тихоокеанского комитета немецкой экономики. Впрочем, рост зарплат в Китае имеет для иностранных компаний и положительную сторону. Он ведет к растущей покупательной способности китайцев и тем самым повышает привлекательность внутреннего рынка КНР: бывшие производители все больше превращаются в потребителей. Поэтому возвращение американских предприятий на родину в США вовсе не означает автоматического свертывания их производственных мощностей в Китае, отмечает Хал Сиркин из Boston Consulting Group. Просто эти фабрики впредь будут работать для азиатского рынка, тогда как продукция для североамериканского рынка отныне все чаще будет выпускаться в самих США. Авторы: Кристоф Рикинг, Андрей Гурков Редактор: Юлия Сеткова
|