Фото: PhotoXPress Россия присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, сообщил 1 февраля президент Медведев на совещании по вопросам судебной системы. Он отметил, что в апреле прошлого года уже были внесены изменения в УК и КоАП России, в результате чего уголовной и административной ответственности теперь подлежат не только «собственно коррупционные деяния, но и предложения или обещания иностранному должностному лицу денег или какого-то иного имущества за совершение этим должностным лицом определенных действий» Федеральный закон «О присоединении РФ к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» был принят Госдумой 13 января 2012 года и одобрен Советом Федерации 25 января 2012 года. Сама Конвенция была принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 года. Присоединение к конвенции является одним из условий вступления России в ОЭСР. «Закон — это всегда первый шаг, и теперь необходимо, чтобы новые нормы как можно быстрее заработали и воплотились в судебной практике», — заявил президент. Власти пытаются улучшить имидж страны, но пока работа над улучшением этого имиджа ведется лишь только на бумаге, полагают эксперты. Присоединение России к этой Конвенции, несомненно, стоит приветствовать, но самого по себе факта присоединения мало, ведь теперь страна обязана внести поправки во внутреннее законодательство, направленные на установление ответственности за трансграничные взятки, считает партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Сергей Савельев. В действиях российских властей прослеживается определенная логика: не так давно Россия вступила в группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), теперь Россия присоединилась и к международной Конвенции о борьбе с подкупом чиновников, отмечает аналитик ФГ БКС Богдан Зыков. Согласно западным исследованиям, Россия занимает на сегодня лидирующие позиции по уровню коррупции, в частности, случаев подкупа российскими компаниями иностранных чиновников, говорит Савельев. «Важно, чтобы не было ситуации, когда созданный для выполнения Конвенции уполномоченный орган ограничивался отчетами о нескольких показательных фактах трансграничного взяточничества российских компаний, а действительно эффективно функционировал. Как всегда, все упирается не в наличие российских законов, а в их реальное исполнение и равное применение ко всем», — отмечает юрист. Независимый аналитик Дмитрий Сусанов отмечает: «От того, что энтузиасты [в Интернете] стали показывать всему миру, что чиновники берут взятки, а скорую помощь можно арендовать как обычное такси, чтобы объехать пробки с мигалкой, ни количество взяток, ни их суммы не уменьшились. А, например, расценки на перевозку опаздывающего на встречу человека на неотложке с включенной сиреной, выросли — так риски увеличились», — говорит Сусанов. Если бы действовал принцип за воровство отрубать руку, в России бы три четверти населения ходило бы без одной руки, говорит он. Богдан Зыков отмечает, что российские власти пытаются улучшить имидж страны на международной арене и продемонстрировать западным инвесторам готовность менять правила игры. «При этом показательно, что активизация подобных инициатив происходит на фоне приближающихся выборов и недовольства части населения политической системой страны», — напоминает эксперт. Между тем, вопрос о ратификации 20-й статья Конвенции ООН («незаконное обогащение») по-прежнему остается открытым. На этом делает акцент лидер «Справедливой России» Сергей Миронов в своей предвыборной программе. По его словам, он будет выступать с предложением ввести большие сроки заключения с конфискацией имущества для чиновников-коррупционеров.
|