«Золотой век» французских производителей шампанского остался в докризисном прошлом. Впрочем, и будущее не выглядит особенно мрачно. Фото: david roessli/flickr.com «До финансового кризиса 2008-09 годов жизнь производителей шампанского была беззаботной. Мировой спрос на продукты класса «премиум», в особенности со стороны нового класса состоятельных людей из России и стран Дальнего Востока, прочно утвердил французских производителей, если можно так выразиться, на водительском месте. Престижные «кюве», такие, как Cristal от Roederer или Belle Epoque дома Laurent-Perrrier, продавались по цене свыше 100 евро за бутылку». Так газета The Wall Street Journal начинает предновогодний обзор состояния рынка самого престижного игристого вина в мире в посткризисную эпоху, и это состояние не вызывает повышенного оптимизма у его участников. С началом кризиса не только упали объемы продаж, но и стало крайне сложно повышать цены: покупатели меняют привычки и обращают свои взоры к более дешевым брендам на фоне продолжающихся экономических неурядиц и высокой безработицы во многих западных странах. В 2009 году продажи шампанского упали на 9,1% в физическом выражении в то время как выручка производителей рухнула на 17%, по данным базирующегося во Франции Комитета шампанских вин (CIVC). По прикидкам на текущий, 2010 год, средние продажные цены на шампанское вырастут, но очень незначительно: это плохая новость для производителей, но хорошая для потребителей. По прогнозам CIVC, рост объемов продаж в 2010 году составит 8%; всего в мире будет продано 315 миллионов бутылок французского пенного напитка. В ценовом выражении рост составит 10% до отметки почти в 4 млрд евро. По оценке генерального директора Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, в этом году отмечается рост продаж шампанского в мире на 10-12 %: «Это связано, прежде всего, с колоссальным падением в 2009 году. До сих пор рынок не вернулся к предкризисному состоянию 2007-2008 годов, и я не очень уверен, что он выйдет (на эти показатели) в следующем году», — говорит российский эксперт в интервью BFM.ru . В России, отмечает Вадим Дробиз, есть своя специфика. «Если российское производство шампанских и игристых вин упало примерно на 10-15 процентов, то импорт шампанских игристых вин не падал в период кризиса. В то же время уже в 2010 году примерно с первого квартала начался подъем производства в России шампанских и игристых вин, и рост по итогам 2010 года составит примерно 10-12 процентов. Мы в 2010 году выходим на уровень производства шампанских и игристых вин, который был у нас до кризиса. В то же время примерно на 25-30 процентов в 2010 году вырос и импорт шампанских и игристых вин, поэтому этот сегмент вина в России в 2010 году в целом чувствует себя неплохо», — заключает эксперт. В отличие от России, в западных странах под словом «шампанское» все-таки понимают не все игристые вина, а именно шампанское. В этом сегменте, по словам главного финансиста дома Laurent-Perrrier Этьена Орьё, «агрессивная ценовая политика, которую мы наблюдаем с начала 2009 года, продолжилась в нынешнем году, и она же будет характеризовать рождественские праздники. Но для того, чтобы понять, улучшилась ли ценовая ситуация, придется дождаться 2011 года». Подобная ситуация на руку лидерам отрасли, таким, как Moet et Chandon от гиганта в области производства товаров роскоши LVMH. С другой стороны, известный бренд Mumm, принадлежащий группе Pernod Ricard SA, на протяжении последних лет следовал стратегии «премиализации», продвигая на рынок все более дорогие напитки. Идеология такой стратегии сводится к тому, что известные марки шампанского производят в относительно небольшом регионе Франции, а стало быть предложение всегда ограничено. Так это или не так, но производители не ожидают в нынешнем праздничном сезоне повторения прошлогоднего кошмара (обернувшегося весьма привлекательными возможностями для покупателей), когда супермаркеты резко понижали цены на премиальные бренды шампанского. Даже цены на дешевое шампанское в нынешнем году несколько выросли: так, марка Huber de Claminger, которая в прошлом году продавалась во Франции в супермаркетах Carrrefour по 8.90 евро, в нынешнем стоит 9.60. Премиальные бренды, такие, как Mumm и Moet, стоят от 30 до 35 евро. Означает ли все вышесказанное, что «золотой век» производителей шампанского, когда можно было из года в год продавать все больше все более дорогих напитков, остался в невозвратном прошлом, задается вопросом The Wall Street Journal. Представитель CIVC Даниэль Лорсон полагает, что возвращение к временам бума шампанского возможно, но процесс будет долгим: «Чем более дорогой бренд, тем больше времени займет восстановление (утраченных) позиций», — считает эксперт. |