Рост мирового авторынка был в значительной мере обеспечен продолжающимся увеличением спроса в Китае и Индии. Фото: РИА Новости По прогнозу PricewaterhouseCoopers, в 2010 году мировое производство автомобилей вырастет примерно на 19%, достигнув 68,7 млн машин. Послекризисное восстановление мирового автопрома продолжится и в 2011 году, но его темпы упадут до 7%. Но могут оказаться еще ниже из-за европейских проблем и возможного введения квот на продажи в мегаполисах Китая. Рост мирового авторынка был в значительной мере обеспечен продолжающимся увеличением спроса в Китае и Индии. А в целом, наибольший вклад в рост автопроизводства внес Азиатско-Тихоокеанский регион, где по сравнению с прошлым годом было выпущено на 6,5 млн машин больше. Существенно выросло производство и на Североамериканском континенте, увеличившись примерно на 3 млн автомобилей, прежде всего, благодаря большей доступности кредитов в Соединенных Штатах. Напомним, США в 2009 году уступили Китаю звание крупнейшего авторынка планеты из-за произошедшего там рекордного обвала продаж с 1982 года (на -21% или до 10,4 млн авто). Теперь же эксперты PwC считают, что этот региональный рынок переживает достаточно существенное оживление, которое продолжится в 2011 году. А вот страны ЕС могли бы внести большую долю в копилку общемирового автопроизводства, но из-за окончания действия программ утилизации там оно вырастет по итогам года всего на 0,4 млн машин и, как ожидается, прибавка в 2011 году получится тоже очень скромной. Лучше обстоят дела в странах Восточной Европы и России, где производство вырастет на 0,9 млн единиц благодаря восстановлению спроса и повышению процента локализации. Так, в России сборка иностранных моделей по итогам года достигнет примерно 35% объема авторынка. Напомним, в мире в докризисном 2007 году было произведено 70 млн автомобилей, поэтому результат уходящего года можно считать лишь промежуточным успехом на пути выхода из кризиса. По прогнозу PwC, в 2011 году рост мирового автопрома продолжится, а объем выпуска может достигнуть 73,8 млн машин. Аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов согласен с такой оценкой и указывает, что для резкого увеличения производства и продаж в новом году предпосылок недостаточно. «Пик кризиса миновал, но рентабельность автопроизводства сейчас снизилась. Повысить же ее компании будут стараться в первую очередь снижением затрат и усовершенствованием технологии производства, а не за счет увеличения цены готовой продукции. Безусловно, будут производители-аутсайлдеры, которые окончательно покинут рынок, но все-таки их будет не много, так как глобализация идет в основном путем ухода под контроль более сильных собственников, а не ликвидации марок», — заявил BFM.ru аналитик. Важной особенностью 2011 года станет то, что на его протяжении развивающиеся страны по объему выпуска обойдут развитые. Локомотивом роста мирового автопрома останется Азиатско-Тихоокеанский регион, включающий, помимо основного китайского, и другие важные рынки, например, стремительно растущий таиландский. Повысится и роль России, вклад автопрома которой в мировой рост производства в период с 2009 по 2016 годы составит около 6%. В то же время возможности роста развитых рынков в обозримом будущем будут оставаться ограниченными. В Китае автопроизводство в будущем году может превысить 13 млн машин. Однако эти ожидания несколько поблекли после того, как власти Пекина приняли решение в целях борьбы с пробками в три раза сократить лимит продаж на новые автомобили. В Пекине официально проживают 20 миллионов человек, с 2008 года ежегодно в городе появляется около 1 млн новых автомобилей, и еще год назад количество зарегистрированных автомобилей превысило 4 млн. Шесть транспортных колец китайской столицы не способны справиться с этим количеством машин, что делает Пекин городом с худшими пробками на планете. По этому «показателю» столица Китая опережает Мехико, Йоханнесбург и Москву. В следующем году, как заявило правительство Пекина, жителям города будет выделена квота всего в 240 тысяч новых машин, что в три раза меньше, чем было зарегистрировано в китайской столице в этом году. Право на покупку новых авто будет распределено путем лотереи среди жителей города. Из-за этого решения акции лидеров европейского автопрома пережили существенной снижение, которое они, в лучшем случае, отыграют к концу недели. Как отмечает агентство Bloomberg, акции BMW по итогам понедельника упали сразу на 5,8% на Франкфуртской бирже, что является сильнейшим падением с мая этого года. Акции Daimler подешевели на 5,1%, акции Volkswagen — на 5,7%. За ними последовали и акции французских производителей: PSA Peugeot Citroen — на 2,3% на Парижской бирже, Renault — на 2,1%. Напомним, у Volkswagen в Китае имеется девять заводов. По расчетам производителя, к 2015 году они должны выйти на выпуск до 3 млн ежегодно. Одновременно в США результата в 1 млн проданных авто немцы планируют достичь только в 2018 году. Daimler с января по ноябрь поставил в КНР 120 тысяч автомобилей. Планы BMW, ведущего европейского производителя представительских автомобилей, включали в себя расширение годовых продаж в Китае до 300 тысяч машин к 2013 году. В Китае уровень автомобилизации примерно равен 30 авто на тысячу человек населения, Поэтому возведение барьера властями заставит многих мировых автопроизводителей скорректировать радужные планы по освоению рынка этой страны. «Есть основания полагать, что Пекин может быть только началом», — заявил в связи с решением китайских властей франкфуртский аналитик Юрген Пипер, не исключив, что Шанхай, Гуанчжоу, Хэфэй и другие крупнейшие города страны могут ввести аналогичные ограничения. |