Кинокамера Kodak Model K 16 mm. Фото: AP Производитель фотоаппаратов Eastman Kodak готов стать банкротом. За последние 10 лет компания так и не смогла адаптироваться к растущему спросу на цифровые фотоаппараты, и теперь ее долги превышают активы. Eastman Kodak подал заявление о банкротстве. Производитель фототехники и кинотоваров сегодня обратился в арбитражный суд США с просьбой защиты от кредиторов. Слухи о банкротстве бывшего лидера рынка фотоаппаратов ходили уже с конца 2011 года, и вряд ли для кого-то стали сюрпризом. Как уточняет The Wall Street Journal, этот шаг позволит компании продолжить работу и сосредоточиться на выполнении обязательств перед клиентами. Сейчас долговая нагрузка производителя фотоаппаратов составляет 7,31 млрд долларов, при общем объеме активов в 6,23 млрд долларов. А пока компания намерена продолжить свою деятельность за счет привлеченного в начале января кредита от Citigroup. Напомним, банк выдал компании для реорганизации бизнеса 950 млн долларов на полтора года. «Совет директоров и вся команда высшего менеджмента единогласно полагает, что это необходимый и правильный шаг, который нужно сделать ради будущего Kodak», — говорится в заявлении исполнительного директора компании Антонио Переса. В пятницу, 20 января, совет директоров компании обсудит кандидатуры временного управляющего, который должен вывести Kodak из состояния банкротства. Цифра виновата Kodak убыточен уже более пяти лет: по итогам 2010 года потери компании составили 687 млн долларов при выручке в 7,18 млрд долларов. Для сравнения, еще в 2000 году выручка компании составляла 13,99 млрд долларов, а прибыль достигала 1,4 млрд долларов. В 1980-1990-х годах компания была крупнейшим в мире производителем фотоаппаратов и пленки, однако сдала позиции из-за бурного роста спроса на цифровую технику. Ирония в том, что цифровой фотоаппарат разработали сами инженеры Kodak еще в 1975 году. Но тогда это направление было признано бесперспективным, и руководство компании приняло решение отказаться от новых разработок, сосредоточившись на производстве пленочной техники. Долгое время Kodak удавалось удерживать лидерство на этом поле, несмотря на растущую конкуренцию. Однако в начале 2000–ых годов спрос на «традиционные» фотоаппараты резко сократился и на первый план вышла цифровая техника. Менеджмент так и не смог быстро адаптироваться к этим условиям. Чтобы удержать свое положение на рынке, компания Kodak в 2004 году сделала ставку на развитие бизнеса по производству принтеров, но и эта стратегия себя не оправдала. В итоге, только в 2011 году бумаги Kodak подешевели на 90% и вчера торговались на уровне 47 центов за бумагу. Для сравнения: в 2000 году стоимость акций Kodak превышала 80 долларов. Дальнейший бизнес компания намерена продолжать фактически в залах судов. Дело в том, что одной из основных статей дохода Kodak в последние годы является продажа прав и сопутствующие разбирательства за патенты. Только в декабре прошлого года компания подала иски против Apple, HTC Fujifilm и RIM, обвиняя их в неправомерном использовании технологий Kodak. Речь идет о патентах, относящихся к съемке, хранению, просмотру и передаче изображений. В том, что судебные тяжбы являются важным источником доходов признается и сама компания. «Это не только оружие юридического отдела. Это важный источник выручки», — заявлял пресс-секретарь Kodak Кристофер Веронда. С 2008 по 2010 год компания заработала на продаже лицензий и исках 1,9 млрд долларов. Руководство Kodak рассчитывает, что сможет добиться продажи около 1000 патентов, а на вырученные от этого средства реорганизовать и продолжить бизнес. Кроме того, в конце ноября 2011 года компания выставила на продажу онлайн-сервис Kodak Gallery, позволяющий публиковать в Интернете цифровые изображения. Однако актив так никого и не заинтересовал. «У компании сформирован большой портфель патентов — это технологии, которые широко используют крупнейшие производители самых разных электронных товаров, в том числе мобильных устройств. Часть из них придется уступить конкурентам, и не исключено, что впоследствии Kodak все-таки найдет свою нишу, где сможет реализовать существующий потенциал», — прогнозирует аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. По ее мнению, такой нишей мог бы стать сегмент видеогаджетов.
|