Фото: Григорий Собченко/BFM.ru К концу ноября этого года цены на бензин на московских АЗС вплотную приблизились к отметке в 30 рублей за литр. Власти, обеспокоенные тем, что эта психологическая отметка в ближайшее время будет преодолена, отреагировали весьма оперативно: вице-премьер Игорь Сечин провел совещание с представителями нефтяных компаний, на котором заявил, что в стране нет никаких предпосылок для роста цен на топливо на внутреннем рынке. Представители нефтяных компаний согласились со столь веским аргументом вице-премьера и снизили цены на бензин. Причем весьма значительно. В итоге в Москве АИ-95 за последние несколько дней в среднем подешевел на 30–50 копеек, в области — до 60 копеек. Ранее были снижены цены и на АИ–92. Первыми среди крупнейших нефтеперерабатывающих компаний «намек» Сечина поняли ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР. При этом любопытно, что, по данным ИАЦ «Кортес», в январе текущего года 95-й бензин стоил в среднем по стране 26,5 рубля. Сейчас — 28,5 рубля. То есть при среднем росте цен на этот вид топлива за 11 месяцев на 2 рубля, всего за несколько дней крупные компании с легкостью опустили свои цены на 30–60 копеек. Представитель ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов объяснил Business FM столь «выдающееся» понижение цен следующим образом: «Все очень просто — конкуренция, рынок. За последние дни у нас уже второе снижение цен. Сначала на прошлой неделе мы снизили цены на АИ–92. Начиная со среды — на АИ–95. Снижение произошло в Москве, Московской, Тверской, Калужской, Липецкой, Смоленской, Тульской и Брянской областях. В зависимости от региона оно составило где-то от 50 до 60 копеек за литр». Заместитель исполнительного вице-президента по переработке и торговле ТНК-BP Амир Фейзулин, в свою очередь, говорит, что снижение цен на бензин связано с падением стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке. «Оно обусловлено понижением крупнооптовых цен, индикатором которых для нас является биржевая торговля. Цены пошли на сдерживание, и мы опустили розничные цены вслед. Это стандартная зимняя история. Всегда зимой спрос немного падает, возникает переизбыток бензина, и цены подспускаются. Для весны обычна обратная тенденция», — отметил Фейзулин. Реальных предпосылок для снижения нет Большинство экспертов, опрошенных BFM.ru, считают, что нынешние цены продержатся на заправках недолго. К тому же, уже 1 января в силу вступят повышенные акцизы на бензин. АИ–92 подорожает на 1 рубль, АИ–95 — почти на полтора. Заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов уверен, что нынешнее снижение цен на бензин — временное: «Это следствие государственного регулирования цен, направленного на стабилизацию «разогревшейся» после выборов ситуации в стране». По словам Емельянова, экономических предпосылок для снижения цен нет и можно ожидать, что примерно через месяц после Нового года и снижения протестных настроений в стране цены вновь поползут вверх и достигнут 32 рублей за литр. «После же президентских выборов, действительно, можно ожидать значительного скачка, связанного как с отсутствием у государства необходимости далее сдерживать цены, так и с началом нового сельскохозяйственного сезона. В результате этого скачка, к маю 2012 года цена на дизельное топливо может достичь 1 евро за литр», — рассказал Емельянов BFM.ru. Генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев согласен, что в настоящее время никаких реальных рыночных предпосылок для падения цен на бензин в России нет: «У нас производство бензина отстает от потребления, на внутреннем рынке топлива просто не хватает. Из-за этого цены и росли, потому что получает бензин тот, кто больше за него заплатит. Но у нас правительство позволяет себе регулировать цены в ручном режиме. Учитывая то, что зимой потребление бензина несколько ниже, чем весной или летом, заставить компании несколько снизить стоимость топлива не составило труда». При этом Танкаев в беседе с BFM.ru отметил, что цены будут снижены только на заправках крупных компаний. «Цены на заправках маленьких владельцев, тех, у кого 15, 20, 30 станций, будут расти, потому что отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов по-прежнему для них достаточно высокие», — пояснил эксперт. По словам Танкаева, из-за «ручного регулирования» цен на бензин, скорее всего, весной они резко подскочат. А вот реальные, рыночные предпосылки для падения цен можно будет увидеть не раньше, чем через год, когда завершатся хотя бы какие-то проекты по реконструкции НПЗ. «Реконструкция НПЗ — единственная надежда на реальное снижение цен на бензин в России. Сейчас этот процесс идет и если он действительно дойдет до своего логического завершения, то количество производимого бензина в России будет соответствовать объему потребления. В этой ситуации и возникнут предпосылки для реального снижения цен. Что же касается влияния внешнего рынка на цены на внутреннем российском рынке, то оно, безусловно, есть, но сейчас не является определяющим. Все определяет соотношение спроса и предложения, а у нас не хватает бензина для обеспечения внутреннего потребления», — сказал Танкаев. Аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков в беседе с BFM.ru напомнил, что с нового года в России планируется повысить акцизы на топливо. Учитывая это, по его словам, очень странно видеть столь существенное нынешнее понижение цен. Виталий Крюков согласен, что независимым АЗС вряд ли удастся понизить цены так же, как и крупным. «Розничным игрокам приходится покупать относительно дорогое топливо в опте, поэтому они могут понести определенные убытки, и их доля на внутреннем рынке может вновь снизиться. В долгосрочной перспективе это приведет к росту цен на топливо — они у нас обречены повышаться каждый год. Думаю, что после выборов президента будет резкий рост цен на топливо», — рассказал BFM.ru эксперт.
|