Фото: Григорий Собченко/BFM.ru «Третий антимонопольный пакет» поправок в федеральный закон «О защите конкуренции» подписан президентом, сообщила сегодня пресс-служба Кремля. На его подготовку ушло около двух лет. Документ был принят Госдумой 22 ноября и одобрен Советом Федерации 29 ноября. В рамках поправок впервые введен термин «картели», который антимонопольное ведомство считает самым опасным нарушением закона о конкуренции. Впервые введено понятие «лицо, являющееся объектом экономической концентрации», четко прописаны сами признаки ограничения конкуренции. Уточняется зависимость определения монопольной цены от цены товара на бирже. В частности, монопольно высокой не может быть признана цена, если она установлена на бирже. Прописывается, какие государственные или муниципальные преференции являются нарушением закона о конкуренции. Представители бизнеса, деятельность которых, в числе прочего, регулируют поправки, в целом остались законом довольны. Новый закон — это проявление либерализации антимонопольного законодательства, пояснил BFM.ru председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. В поправках «много моментов, которые для нас [представителей бизнеса] были хороши, особенно с точки зрения взаимодействия с истинными монополистами и защиты от их произвола», считает он. «Поправки сегодняшнего дня рождены практикой, они многое расставляют на свои места», — рассказал BFM.ru председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский. Одним из проявлений либеральности стало выведение из-под уголовной ответственности целого ряда нарушений антимонопольного законодательства. В третьем пакете уголовное преследование вводится только за картельные сговоры, а также повторное нарушение закона, отмечает Олевинский. «Раньше [за действия, ограничивающие конкуренцию] грозил штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, либо лишение свободы до 3 лет, и лишение права занимать определенные должности до 1 года», — говорит эксперт. Кроме того, снимается запрет на согласованные действия конкурентов, совокупная доля которых составляет менее пятой части рынка, а индивидуальная — менее 8%. Система оборотных штрафов за злоупотребление доминирующим положением, которое не ограничивает конкуренцию, заменена фиксированным штрафом до 1 млн рублей. Но несколько положений, на введении которых наставили представители бизнеса, так и не были приняты, рассказывает Данилов-Данильян. «Многие компании, которые никоим образом нельзя обвинить в том, что они занимают доминирующие позиции на федеральном рынке, значимы на региональных рынках. Это иногда трактуется, особенно местными отделениями ФАС, как монопольное положение. Этот момент остался недоуточненным». Незащищенными остались и компании, невольно ставшие монополистами, рассказал Данилов-Данильян: «Произошел кризис, часть компаний разорилась. Выжившая компания вдруг оказывается монополистом. И на нее наваливаются проверки, происходит перерасчет цен, всякие прочие расследования, которые проводит антимонопольная служба. Неожиданный вал проверок абсолютно неадекватен. Вместо того, чтобы заниматься созданием новых компаний на рынке, оказывать господдержку тем, кто хочет войти на освободившиеся места на рынке, вместо этого начинают увеличивать административное давление на выживших в кризис. Этот момент не нашел своего отражения в законе». Третий антимонопольный пакет стал продолжением многолетней работы над улучшением антимонопольного законодательства, указывали ранее представители ФАС. Предыдущие два пакета поправок были приняты в 2006 и 2009 годах. И в них была учтена мировая практика. Летом этого года глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев выразил надежду, что третий пакет поправок станет последним кардинальным изменением антимонопольного законодательства страны. Напомним, по итогам 2010 года ФАС России заняла 19 место в мировом рейтинге госведомств, отвечающих за эффективность конкурентной политики, по версии Global Competition Review. При определении места российского ведомства мировые эксперты учли, что в стране ведется работа над третьим антимонопольным пакетом поправок. Годом ранее российская служба располагалась ниже, она занимала 19–29 места. В 2006 году, когда российское ведомство впервые было включено в рейтинг, оно располагалось на 36–38 местах. Однако эксперты полагают, что антимонопольное законодательство России еще далеко от совершенства, а это значит, что закон «О защите конкуренции» еще ждут поправки. «Осталась неурегулированной тема монопольных действий в Интернете, к примеру, — указал Эдуард Олевинский. Ранее бизнесмены говорили о том, что постоянное внесение изменений в налоговый кодекс мешает строить бизнес в России. С антимонопольным законодательством дело обстоит проще, считает Данилов-Данильян. «Бизнес привык к тому, что разные разделы законодательства меняются очень часто, не только налоговые или касающиеся рынка ценных бумаг, но и антимонопольные. Главное, чтобы эти изменения шли в сторону, которая укрепляет нашу конкурентоспособность. И пусть тогда хоть каждый год меняют, — считает он. — Но если мы в результате этих изменений начинаем терять конкурентоспособность, а инвесторы — уходить в другие страны, потому что там легче вести бизнес, это начинает нас очень сильно волновать». Добавим, на минувшей неделе Минэкономразвития повысило прогноз чистого оттока капитала из России до 80 млрд долларов по итогам этого года. «Вы прекрасно понимаете, что основная причина оттока капитала отнюдь не в антимонопольном законодательстве. Но [принятие поправок] — шаг в направление привлечения инвесторов в Россию», — уверен Данилов-Данильян. Закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования. 7 декабря текст поправок будет напечатан в «Российской газете», сообщили BFM.ru в отделе официальных публикаций издания. Таким образом, третий антимонопольный пакет поправок вступит в силу в январе будущего года.
|