Mercedes Sprinter составит конкуренцию нижегородским «Газелям». Фото: didbygraham/flickr.com Во вторник, 21 декабря, ожидается подписание инвестсоглашения между Минэкономразвития и «Группой ГАЗ» с одной стороны и немецким автоконцерном Daimler AG с другой о крупноузловой сборке коммерческого легкого Mercedes — конкурента «Газели». Как сообщил директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования Минэкономразвития Дмитрий Левченков, речь идет о производстве 60 тысяч автомобилей Mercedes Sprinter в год и объеме инвестиций на первом этапе в размере 100 млн евро. По его словам, вчера получены все согласования, в том числе от Федеральной таможенной службы. Соглашение подписывается с «Группой ГАЗ» на 7 лет. Ожидается, что производство автомобилей начнется уже в конце 2011 года. «Группа ГАЗ» давно вела поиск партнера, способного оказать содействие в технологическом обновлении производства. Ранее предполагалось, что конвейер «ГАЗа» станет производственной площадкой в случае покупки компании Opel альянсом Сбербанк-Magna у General Motors, но та сделка сорвалась. Концерн Daimler AG уже собирает в России грузовые автомобили на мощностях «КАМАЗа» на двух СП. В апреле начались продажи легких грузовиков Fuso Canter, а в конце сентября стартовала сборка тяжелых грузовиков Mercedes Actros и Axor — мощности СП в Набережных Челнах позволяют выпускать до 4,5 тысяч машин в год. В дальнейшем планируется собирать среднетоннажники Atego, а также спецавтомобили Zetros и Unimog. Долго разгонялись Предположения о возможности сотрудничества между «Группой ГАЗ» и концерном Daimler циркулировали еще более года назад, однако в пресс-службах производителей их долго не комментировали. Однако месяц назад партнеры раскрыли некоторые детали переговоров. Так, достоянием общественности стало содержание письма главы совета директоров «Группы ГАЗ» Зигфрида Вольфа на имя главы российского правительства, в котором он сообщал, что группа совместно с Daimler AG разработала инвестпроект по сборке на мощностях завода «ГАЗ» коммерческих автомобилей Mercedes Sprinter (фургоны и автобусы). С учетом затрат на локализацию инвестиции немецких партнеров в проект должны запланированы в объеме 210 млн евро. В своем письме Зигфрид Вольф указывал, что партнерство с Daimler позволит «Группе ГАЗ» загрузить мощности и стабилизировать финансово-экономическое положение, а также развить собственные инженерные компетенции за счет привлечения инновационных западных технологий. А в будущем на базе машин Daimler «ГАЗ» планирует создать собственную модель. Сообщая об этих планах, менеджер акцентировал внимание Владимира Путина на том, что важным для реализации проекта с Daimler является возможность использования механизма промсборки. При этом он напомнил, что еще в марте 2007 года группа заключила соглашение о промсборке с Минэкономразвития при выпуске в России британских коммерческих фургонов Maxus («ГАЗ» контролировал их производителя, компанию LDV). Но из-за банкротства в кризис проект британской фирмы так и не был реализован. Поэтому Зигфрид Вольф просил правительство разрешить использовать ранее заключенное соглашение (для выпуска Maxus) в целях производства автомобилей Mercedes. В понедельник, 20 декабря, Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг согласовали новый порядок режима промсборки, и сейчас Минэкономразвития ведет переговоры с пятью компаниями о заключении новых 8-летних соглашений по промсборке. Новый режим ограничивает SKD (крупноузловую сборку) и предъявляет более жесткие требования к локализации. Но аргументы руководителя «Группы ГАЗ» были услышаны — поэтому модель Mercedes будет поставлена на конвейер по прежним правилам. На первом этапе речь идет об обычной контрактной сборке Sprinter на мощностях «ГАЗа», за которую завод будет получать фиксированную оплату. Как считает аналитик ИК «Атон» Михаил Пак, режим SKD позволит удешевить Sprinter примерно на 15%, а запланированные объемы выпуска будут востребованы рынком. «Года через 2 после начала выпуска Группа «ГАЗ» сможет выйти на новый уровень локализации и наладить производство узлов и агрегатов Daimler на своих мощностях. В принципе, они способны заинтересовать Daimler в более глубоком технологическом сотрудничестве, так как обладают широкой сервисно-сбытовой сетью в регионах», — заявил BFM.ru аналитик. Контрактная сборка Sprinter позволит дополнительно загрузить мощности завода в Нижнем Новгороде, а углубление сотрудничества с Daimler должно помочь в разработке новой модели в секторе LCV, которая придет на смену морально и технологически устаревшей «ГАЗели». Эксперты не исключают, что Daimler станет не единственным партнером «ГАЗа». Ранее представители группы подтверждали, что ведут переговоры с концерном Volkswagen, и не исключено, что к сотрудничеству удастся привлечь ушедший с «Ижавто» альянс Hyundai-Kia. Сейчас у «ГАЗа» практически простаивают мощности на 150 тысяч автомобилей в год, на которых идет незначительный выпуск модели Volga Siber. Однако руководители группы неоднократно заявляли, что не намерены уходить из легкового сегмента и поэтому перспективы организации сборки в Нижнем Новгороде корейских моделей смотрятся достаточно привлекательно. |