Фото: РИА Новости Согласно данным Росстата, с 25 по 31 октября цены на бензин в среднем по России выросли на 0,2% (за предыдущую неделю, с 18 по 24 октября, «прибавка» составила 0,1%). Таким образом, с начала года автомобильный бензин стал дороже на 14,6%. Значительно более ощутимыми темпами увеличивалась средняя цена дизельного топлива: с 25 по 31 октября она выросла сразу на 1,1%. Правда, с начала года рост составил 11,6%, что несколько меньше, чем у бензина. Но если дизель не «сбавит обороты», то вполне может догнать бензин. В целом, стоимость литра бензина в среднем по России на 31 октября составила 26 рублей 38 копеек, в том числе низкооктанового (АИ-76, Аи-80) — 24 рубля 34 копейки, марки АИ-92/93 — 26 рублей 41 копейку, высокооктанового — 28 рублей 31 копейку, дизельного топлива — 26 рублей 03 копейки. Между тем, согласно данным ИАЦ «Кортес», с 31 октября по 3 ноября дизельное топливо на розничном рынке подорожало еще на 26 копеек, а цены на бензин в среднем прибавили по 3–5 копеек. Эксперты опасаются, что наступающей зимой может повториться прошлогодняя ситуация с дизельным топливом, когда в конце осени цена литра солярки в некоторых регионах оказалась выше, чем литра АИ-92 и АИ-95. Нефтяники тогда объясняли свою ценовую политику влиянием различных факторов: сезонным спросом, увеличением ставок акцизов, ростом мировых цен на нефть. Но эти доводы не убедили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и в итоге летом этого года ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и «Газпром нефть» были признаны виновными в завышении цен на дизельное топливо в конце 2010–начале 2011 года. В ноябре этого года ФАС собирается определиться с размером штрафов для этих компаний. Чтобы остановить уже начавшийся рост цен, Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям минимизировать экспорт малосернистого дизтоплива. В качестве жестких мер возможно применение и так называемых заградительных пошлин на дизельное топливо по аналогии с бензином. Аналитик ИГ «Капиталъ» Виталий Крюков в беседе с BFM.ru отметил, что рост цен на дизельное топливо обусловлен совпадением некоторых факторов. «В сентябре ввели ограничения на продажу на внутреннем рынке высокосернистого дизельного топлива, поэтому те объемы, которые продавались на внутреннем рынке, компании вынуждены были отправлять на экспорт. Вдобавок сейчас период ремонтов на НПЗ. Поэтому установки, которые производят дизель, останавливались — наблюдалось некоторое снижение производства. К тому же, компании сейчас формируют резерв ДТ по указанию государства. Эти факторы и привели к сильному росту цен. В любом случае, снижения цен на зимнее топливо ждать не стоит, потому что мы входим в сезон повышенного спроса. Многое будет зависеть от погодных условий», — рассказал BFM.ru эксперт. Крюков не исключает, что на рынке будет наблюдаться дефицит дизельного топлива. «А если будет очень холодно — то может быть и резкий рост цен. Все будет зависеть еще и от цен на нефть, но рост на 5–10% в любом случае не исключен», — считает он. Аналитик ТКБ «Капитал» Александр Ковалев отмечает, что цены на дизельное топливо в России всегда коррелировали с мировыми ценами на газойль, которые сейчас находятся вблизи годовых максимумов. Кроме того, в настоящее время ситуация в России может усугубляться из-за регулирования рынка, в частности, ужесточения экологических требований. В этой связи уже сейчас намечается дефицит зимнего дизтоплива. «Традиционный ответ правительства в таких случаях — ограничение экспорта, либо в виде настоятельных рекомендаций, либо введением заградительных пошлин. Но это может иметь непредвиденные последствия на смежных рынках, в частности авиакеросина. Поэтому резкий рост пошлин возможен лишь в качестве крайней меры», — рассказал Ковалев BFM.ru. Виталий Крюков согласен, что повышение пошлин на дизельное топливо чревато серьезными убытками для НПЗ, которые, в итоге, свои потери переложат на конечного потребителя. «Такая мера кажется эффективной только на первый взгляд», — считает эксперт. Крюков также отметил, что ситуация с дизельным топливом может серьезно сказаться на рынке авиакеросина. «Компании по устному указанию государства уменьшили экспорт низкосернистого дизельного топлива, поэтому оно отчасти остается на внутреннем рынке. Когда дизель смешивается с керосином, получается зимнее топливо. Компании совсем недавно делали подобное (в сентябре–октябре), когда формировали резерв по зимнему топливу. Как раз в этот период наблюдался дефицит авиакеросина и он вырос в цене. Поэтому, если будут морозы, дефицит по керосину и ДТ может усилиться», — считает аналитик ИГ «Капиталъ». Заместитель генерального директора компании «Омникомм» Станислав Емельянов рассказал BFM.ru, что нынешний рост цен на топливо является вполне закономерным. «Во-первых, производители и торговцы бензином и соляркой пытаются увеличить свою маржу, сильно уменьшившуюся в результате действий правительства по включению в цену на топливо акцизов при одновременном сдерживании отпускных цен административными методами», — пояснил эксперт. По словам Емельянова, второй причиной роста цен является дефицит топлива в некоторых регионах, вызванный переориентацией местных НПЗ на больший выпуск мазута, а также логистическими проблемами местных производителей. «В итоге, можно прогнозировать, что если государство не будет вмешиваться в ситуацию на рынке, то цена на 95-й бензин и дизельное топливо к концу года достигнет 29–30 рублей за литр. Если же правительство вмешается, то цена останется примерно на текущем уровне, но при этом возможно возникновение дефицита ГСМ, аналогично событиям начала лета», — считает Емельянов. Между тем, проблемы с наличием дизельного топлива уже отмечаются в некоторых регионах страны. Так, к примеру, в двух самых крупных городах Кузбасса — Кемерове и Новокузнецке — практически на всех АЗС отсутствует солярка. Найти дизтопливо можно только лишь на заправках крупных нефтяных кампаний, где оно отпускается по 26–27 рублей за литр. |