Фото: РИА Новости Болгария одобрила экологическую экспертизу (оценку воздействия на окружающую и социальную среду, ОВОС) проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. Об этом заявил вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. «Министерство экологии Болгарии после слушаний 4 ноября утвердило ОВОС. Исходя из новой ситуации, будем думать, как дальше работать в рамках проекта», — пояснил топ-менеджер. Связаться с представителями «Транснефти» для дополнительных комментариев не удалось. Россия, Болгария и Греция договорились о строительстве нефтепровода еще 1995 году. Тем не менее, первое межправительственное соглашение по вопросу было заключено лишь в 2007-м. Нефтепровод должен пройти по территории Болгарии и Греции и разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное и Средиземное моря. Ожидается, что его длина составит 300 километров, а пропускная способность — до 50 млн тонн. 51% акций оператора нефтепровода принадлежит фирме Trans-Balkan Pipeline, учредителями которой являются «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть». Вопрос строительства нефтепровода стал актуальным вновь из-за предельной загрузки Босфора в последнее время. Ежегодно через пролив танкеры транспортируют 139 млн тонн нефти и 4 млн тонн сжиженного природного газа. При этом в ближайшее время нагрузка может снова возрасти за счет растущей добычи стран среднеазиатского региона. Только Казахстан в 2010 году увеличил добычу нефти на 5,5%. Строительство нового нефтепровода и позволило бы местным компаниям вывести свою нефть на европейский рынок. Работа над согласованием проекта нефтепровода вновь остановилась в 2009 году, из-за смены правительства Болгарии. Новые власти высказали сомнения в экологической безопасности проекта. Окончательное решение по ОВОС нефтепровода планировалось озвучить в феврале 2011 года. Затем сроки переносились еще несколько раз. Российская сторона в свою очередь заявила, что может «заморозить» проект Бургас-Александруполис и прекратить его финансирование в одностороннем порядке: на начало 2011 года задолженность Болгарии и Греции по проекту составляла 7,3 млн евро и 129 млн евро соответственно. «Транснефть» давно присматривалась к параллельному проекту — нефтепроводу Самсун–Джейхан, длиной 555 километров. Изначально предполагалось, что он будет достроен к 2012 году. Проект на паритетных началах учрежден итальянской Eni и турецкой Сalik. «Транснефть» подписала с ними меморандум о взаимопонимании еще в 2009 году, но дальше дело так и не двинулось. Российская компания опасается, что этот проект будет экономически не целесообразен. Жесткая риторика российских властей заставила болгарское правительство наконец-то одобрить проектную документацию. «Компания «Транснефть» сейчас может выбирать и вполне готова переключиться на проект Самсун–Джейхан, который хоть и менее выгоден, но требует меньше формальностей. Торг между российской компанией и болгарскими властями будет продолжаться», — указывает аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. Тем не менее, чрезмерно долгая задержка при выборе проекта не соответствует интересам и самой «Транснефти». С одной стороны, весной о готовности представить собственный проект разгрузки Босфора заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. По его словам, Турция готова построить канал-дублер длиной 40-45км. Предполагается, что новый канал сможет пропускать до 160 кораблей в день. С другой стороны, российская нефтепроводная монополия фактически завершила строительство основных проектов, что может привести к сокращению её тарифов на инвестиционную составляющую. А реализация нового проекта на Балканах позволит этого избежать. «Турецкие проливы действительно перегружены, но параллельное строительство обоих нефтепроводов России не интересно. Однако за один из них «Транснефть» наверняка возьмется», — прогнозирует аналитик Номос-банка Денис Борисов. |