Найдет ли грузинское вино путь в Россию

 Найдет ли грузинское вино путь в Россию Президент Саакашвили словом и делом доказывает качество грузинского вина. Фото: AP

 Найдет ли грузинское вино путь в Россию

 Найдет ли грузинское вино путь в Россию

Саакашвили заявил на заседании правительства в среду, что у грузинского вина огромный потенциал и винный сектор не должен зависеть от решений главного государственного санитарного врача России Геннадия Онищенко. «Вопрос о том, выйдем или нет мы, например, на российский рынок, вообще не должен ставиться», — сказал Саакашвили.

На прошлой неделе российская Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей заявила о встрече с представителями ряда грузинских винодельческих компаний. По информации Роспотребнадзора, встреча состоялась по инициативе грузинской стороны, а грузинские винодельческие компании передали обращение российскому ведомству.

«Роспотребнадзор подтвердил условия, которые позволят бизнес-сообществу Грузии поэтапно обеспечить выполнение российских требований и требований Таможенного союза к качеству продукции виноделия, включая экспертные встречи, организацию инспекционных визитов и соответствующего документального и лабораторного контроля», — сказано в заявлении Роспотребнадзора.

Запрет на поставки грузинского вина в Россию был введен в 2006 году. Официальной причиной было названо качество грузинской продукции, однако, в Тбилиси уверены, что решение, принятое Роспотребнадзором, было политическим.

Кто вернется?

В Тбилиси к последнему заявлению Роспотребнадзора отнеслись скептически. Грузинское правительство заявляло, что им ничего неизвестно ни о самой встрече, ни о компаниях, которые ведут переговоры с российским правительством.

О переговорах в России не знали также в Ассоциации «Грузинское вино», которая объединяет 27 винодельческих компаний. «Мы не слышали ничего относительно таких переговоров», — сказала Русской службе Би-би-си исполнительный директор ассоциации Тина Кезели.

Между тем, лидер оппозиционной партии «Свободная Грузия» Каха Кукава сказал Би-би-си, что на встрече в Роспотребнадзоре присутствовали представители пяти компаний. «С грузинской стороны вместе со мной были представители конкретных компаний, которые экспортируют вино и другие напитки, — говорит Кукава. — Это была техническая встреча, политическое решение уже было принято в августе, когда была моя встреча с господином Онищенко».

При этом Кукава отказался называть компании, которые провели переговоры с представителями Роспотребнадзора, ссылаясь на возможное давление на них со стороны грузинского правительства. В Роспотребнадзоре также отказались называть компании, с которыми прошла встреча.

«Горькая пилюля»

По словам менеджера по экспорту одной из крупнейших грузинских компаний «Тбилвино» Тамуны Метревели, после российского эмбарго компания обращалась в Роспотребнадзор, надеясь вернуться на российский рынок, но сейчас подобные переговоры уже не ведутся.

«Пока предложения рассмотреть этот вопрос не было, — говорит Метревели. — Но мы готовы в случае открытия российского рынка сотрудничать и вернуть потерянные позиции».

В 2005 году продажи компании достигли 1,5 млн бутылок. «Тбилвино», как и большинство грузинских винодельческих компаний, в основном, работало на российский рынок.

Однако Метревели говорит, что несмотря на трудности, после российского эмбарго, компании удалось увеличить как объем производства, так и количество рынков сбыта. Сегодня компания экспортирует 95% своей винной продукции в 27 стран мира. «В 2010 году наши продажи достигли 2 млн бутылок, в этом году — 2,5 млн, — говорит Метревели. — После 2006 года мы приобрели новое оборудование международного уровня, прошли сертифицирование [по международным стандартам качества] ISO. Качество вина из года в год улучшалось, вместе с накоплением опыта и новыми технологиями».

По словам экспертов, за последние годы качество грузинского вина значительно улучшилось — во многом благодаря потере российского рынка в 2006 году. Грузинские винные компании вынуждены были искать новые рынки сбыта, где действуют гораздо более высокие требования к качеству винной продукции.

«Качество грузинского вина однозначно улучшилось, — считает эксперт по виноградарству и виноделию Георгий Барисашвили. — С закрытием российского рынка в Грузии фактически закрылись двери для фальсификации вина». По его словам, многие тогда перестали производить вино, так как не могли поставлять качественный продукт, который бы продавался в Европе или США.

Однако Кезели считает, что улучшение качества грузинского вина произошло бы и без российского эмбарго, а российский запрет в 2006 году лишь ускорил этот процесс. «Фальсификация [грузинского вина], действительно, имела место до эмбарго, но в большей степени за пределами Грузии, — уверяет Кезели. — Российское эмбарго сыграло позитивную роль, и акцент был перенесен однозначно на качество. Но эта тенденция и так уже присутствовала».

Качественнее, но меньше

Представители грузинского правительства не раз отмечали, что российское эмбарго, скорее оздоровило винный сектор Грузии и привело к открытию новых экспортных рынков грузинскими компаниями.

Однако в среду грузинский президент выразил недовольство темпами выхода грузинского вина на экспортные рынки и работой департамента вина и лозы грузинского правительства «Самтрест».

«Я очень недоволен работой «Самтреста» и хочу сказать, что руководитель «Самтреста» освобожден от работы, — заявил Саакашвили. — Мы муравьиными и черепашьими шагами выходим на рынки. У грузинского вина невообразимый потенциал».

По данным Министерства сельского хозяйства Грузии, сегодня грузинское вино экспортируется в 48 стран мира.

Однако общий объем экспортируемой продукции гораздо меньше показателей 2005 года. Тогда были зафиксированы самые высокие показатели винного экспорта в последние годы: они достигали почти 60 млн бутылок (около 42 млн литров), а экспортировали вино 114 компаний.

По итогам 2010-го объемы экспорта составили более 12 млн литров, при этом примерно половина вина экспортируется в Украину: в прошедшем году на этот рынок приходилось около 6 млн литров — примерно половина экспортируемого грузинского вина. Для сравнения, в Россию в 2005 году было экспортировано около 36 млн литров. Кукава считает, что статистика говорит сама за себя — грузинские виноделы не смогли найти достойную замену российскому рынку.

«Говорить об альтернативных рынках просто смешно, — считает Кукава. — Все альтернативные рынки в три-четыре раза меньше, чем один российский рынок. Этому есть объективное объяснение — мы продавали вино в России веками, и там знают грузинские бренды».

Возвращаться опасно?

Однако, несмотря на привлекательность и размеры российского рынка для грузинских виноделов, грузинские компании, по мнению экспертов, отнесутся с осторожностью к возможному возвращению на российский рынок.

«Российский рынок сам по себе привлекателен для любого производителя. Но с другой стороны — это очень опасный рынок, с которого никогда не знаешь, когда вылетишь, — говорит Кезели. — Поэтому когда есть партнер, который весьма неопределенен в своих решениях, мне кажется, есть над чем задуматься».

По мнению Кезели, сегодня скорее нужно спрашивать у грузинских компаний, готовы ли они вернуться на российский рынок. «Открылись новые возможности и новые рынки, и, мне кажется, нет никакого интереса у большинства компаний перебрасывать весь свой интерес на другой рынок. Это было бы стратегически неправильным со стороны большинства компаний», — считает Кезели.

Возвращаться на российский рынок после пятилетней паузы грузинским производителям будет нелегко, считают эксперты.

«То место, которое наши вина занимали на российском рынке, уже занято другими, — говорит доктор экономических наук Нодар Хадури. - Надо будет проводить маркетинговые кампании, рекламировать свою продукцию. Будет трудно возвращаться на этот рынок».

Однако консультант по маркетингу ассоциации биологических хозяйств «Элкана» Ираклий Джавахишвили говорит, что несмотря на риски, возвращение на российский рынок обойдется грузинским компаниям дешевле, чем выход на Запад.

«Как бы мы ни стремились попасть на рынки США и Европы, для этого потребуется достаточно много времени и большие инвестиции, — говорит Джавахишвили. — Там многие даже не знают, где находится Грузия. Естественно, действует также территориальная близость России. Так что действовать компаниям, я думаю, надо в обоих направлениях».

Нина Ахметели
bbcrussian.com, Тбилиси


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей