Фото: РИА Новости Сбербанк России подписал договор о приобретении страховой компании «Альянс Лайф». Владелец страховой компании — страховая акционерная компания (САК) «Альянс» — продаст Сбербанку 100% доли в уставном капитале страховщика. Компания «Альянс Лайф» специализируется на страховании жизни. Премия страховщика во втором полугодии 2011 года составила всего 2,2 млн рублей, поскольку основной бизнес компании был переведен в «Альянс РОСНО жизнь», входящую в структуру Allianz в России. «Основной целью перед приобретаемой компанией станет развитие рынка накопительного и инвестиционного страхования в России. Это сложная задача, которая потребует приложить максимум усилий в первую очередь в части восстановления доверия к рынку страхованию жизни», — заявил старший вице-президент Сбербанка России Денис Бугров. Сбербанк намерен закрыть сделку, стоимость которой сторонами не разглашается, до конца текущего года. Сбербанк стал приглядываться к рынку розничного страхования, в частности, к страхованию жизни в начале этого года. По оценкам экспертов банка, емкость рынка накопительного страхования жизни оценивается в диапазоне объема страховых сборов от 500 млрд до 1 трлн рублей. Учитывая потенциал, банк сделал свой выбор, отмечается в сообщении Сбербанка. «Особенность страхования жизни в России обусловлена тем, что очень долго полис страхования жизни был навязываемой услугой, которую клиент, желающий взять кредит в банке, был вынужден приобретать», — говорит продуктовый менеджер департамента комиссионного бизнеса Бинбанка Александр Смелов. В то же время, отмечает он, классическое страхование жизни является, по сути дела, долгосрочным вложением денежных средств, которое остается слабо востребованным в России из-за постоянно меняющейся конъюнктуры рынка, что в очередной раз доказал экономический кризис 2008 года. «В Европе и Америке доверие к страховым институтам складывалось десятилетиями. В бывшем СССР из-за стабильности как в экономике страны в целом, так в системе страхования в частности, доверие к страхованию тоже было высоко, но развал Союза и кризисы 1998 и 2008 годов подорвали доверие ко всем долгосрочным вложениям денег», — говорит Смелов. По его мнению, единственный удачный опыт — система страхования вкладов. «А вот при банкротстве страховой компании инструментов по спасению долгосрочных вложений в страхование жизни практически нет», — сетует специалист. Руководитель операционной дирекции по страхованию ФГ БКС Александр Волобуев считает, что такой продукт как страхование жизни не является для человека предметом «первой необходимости» и него нет явного спроса населения, как, например, на страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) или на добровольное КАСКО. «Поэтому для восстановления доверия к данному продукту — чтобы обычные люди начали потреблять такой продукт как страхование жизни — у потенциального страхователя, прежде всего, должен сформироваться не только интерес к данной страховке, но должны иметься и свободные денежные средства в семейном бюджете. И, что немаловажно, должно быть желание инвестировать их в свое будущее и будущее своих детей», — полагает Волобуев. По мнению Смелова, наиболее оптимальный вариант страхования жизни на сегодняшний день — это страхование жизни и здоровья заемщиков по кредитам, в первую очередь, ипотечным. В этой схеме банк, выступая как выгодоприобретатель по такому страхованию, имеет возможность закрывать риски невыплаты заемщиком обязательств по кредиту в случае смерти застрахованного, либо получения им инвалидности, иногда и временной потери трудоспособности. «Такая страховка, безусловно, защитит заемщика в случае его болезни, а родственников в случае смерти заемщика», — говорит Смелов. Волобуев отмечает, что вопрос восстановления доверия населения к страхованию жизни лежит не в области активных действий страховых компаний, а в области общеэкономического благосостояния граждан. «То есть необходимым условием востребованности страхования жизни является сформировавшийся устойчивый средний класс, на который данный продукт в целом и ориентирован», — считает Волобуев. «Сбербанк не так давно сотрудничает со страховыми компаниями, но уже получил достаточно солидную прибыль за счет страхования своих клиентов. Учитывая тот факт, что филиальная сеть банка уже прекрасно умеет продавать страховки, наиболее логичным выглядит приобретение собственной страховой компании, так как потенциал широкой сети продаж просто огромен, и не только по продаже страхования жизни, но и по продаже иных страховых услуг», — считает Смелов. При этом он напоминает, что узнаваемость бренда Сбербанка может помочь ему в продвижении нового продукта. |