Фото: Митя Алешковский/BFM.ru Машиностроительный холдинг «Русские машины», как выяснилось, еще в сентябре направил в правительство Белоруссии пакет документов с вариантами сотрудничества входящей в холдинг «Группы ГАЗ» с Минским автозаводом (МАЗ). Об этом заявил в пятницу, 7 октября, генеральный директор холдинга Александр Филатов. По его словам, «Русские машины» и «Группа ГАЗ», в частности, видят серьезную синергию от сотрудничества с МАЗом. Филатов подчеркнул, что форма сотрудничества не имеет для холдинга принципиального значения — будь то СП, альянс или другой формат. ОАО «Группа ГАЗ» основано в 2005 году в результате реструктуризации производственных активов ОАО «Руспромавто». На начало 2011 года 61% акций принадлежало холдингу «Русские машины», подконтрольному Олегу Дерипаске. Это диверсифицированный автомобилестроительный холдинг. Бизнес компании представлен в 5 секторах: лёгкие коммерческие и легковые автомобили, автобусы, грузовики, спецтехника, автокомпоненты. По итогам 2010 года выручка по МСФО составила 96,7 млрд рублей, чистая прибыль — 2,1 млрд рублей. А в конце августа генеральный директор белорусского предприятия Александр Боровский заявлял, что «Группа ГАЗ» готова купить 25% акций Минского автомобильного завода. Представители ГАЗа тогда факт оферты опровергали. По данным источников агентства РИА «Новости», помимо вопроса о возможной продаже доли МАЗа «Группе ГАЗ», стороны также обсуждали варианты передачи Минского автозавода в управление российской компании. При этом топ-менеджер МАЗа еще в конце лета подчеркивал, что переговоры с ГАЗом не означают прекращения переговоров с другим российским автохолдингом, производителем грузовиков «КамАЗом». «Если МАЗ сегодня в роли невесты, то почему он не может иметь двух женихов?», — пошутил Александр Боровский. Госкорпорация «Ростехнологии» выступила с предложением по объединению белорусской автокомпании и российских активов в феврале этого года. Первоначально стороны рассматривали обмен акциями «КамАЗа» и МАЗа в рамках объединения двух компаний, но белорусские власти отказались от этого варианта. Затем стороны решили перейти к формату совместного предприятия — «Русбелавто». Предполагалось, что в капитал компании российская сторона внесет 49,9% акций «КамАЗа», а белорусская — 49,9% акций МАЗа и более мелких предприятий автомобильной отрасли, чтобы уравнять вклады. Окончательные параметры будущего холдинга планировалось определить до конца этого года. Однако в июне глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов заявил, что переговоры затягиваются по политическим причинам. «У ГАЗа не хватит ресурсов для покупки даже блокирующего пакета акций МАЗа» — констатирует аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Ганелин. — Сейчас долг российской компании составляет около 1,2 млрд долларов, а вся капитализация — 530 млн долларов. Правительство Белоруссии ранее заявляло, что оценивает МАЗ в 2 млрд долларов. Таким образом, стоимость четверти компании практически равна стоимости всей «Группы ГАЗ». В то же время эксперт допускает, что попытку побороться за актив может предпринять не ГАЗ, а сам холдинг «Русские машины», и его шансы будут значительно выше. «Сотрудничество ГАЗа и МАЗа действительно обладает большим потенциалом. В отличие от «КамАЗа», ассортиментный ряд российской и белорусской компаний не пересекается. Кроме того, стороны могли бы получить синергию в производстве за счет экспорта двигателей с заводов ГАЗа на МАЗ», — указывает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Впрочем, по мнению эксперта, главным ориентиром для белорусской стороны будет то, сколько средств готов заплатить за актив партнер. В этом отношении позиции «КамАЗа» более уверенные, поскольку он не обременен долгом и имеет доступ к дешевым кредитам от госбанков. Отметим, в конце августа премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что считает более предпочтительным вариант создания холдинга МАЗа именно с «Ростехнологиями» и «КамАЗом», а не с «Русскими машинами». |