Медведев надеется на креативных россиян

Медведев надеется на креативных россиян У нас очень творческая нация, наш многонациональный народ очень креативный, считает Дмитрий Медведев. Фото: РИА Новости

«В этом году мы развивали технологии, подкладывали фундамент под новую экономику. Но мы не можем быть довольны, были проблемы в организации работы, в финансировании», — заявил Медведев, выступая на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в рамках форума «Россия, вперед!».

Он призвал создавать условия для молодых ученых и не согласился с мнением, что россияне не склонны к инновациям. «Вот коллеги говорили, что наша нация не склонна к инновациям. Я с этим не могу согласиться. У нас как раз есть желание творить. У нас очень творческая нация, наш многонациональный народ очень креативный», — провозгласил Дмитрий Медведев.

Однако, отметил президент, «мы действительно не умеем на этом зарабатывать деньги. Ну, просто не умеем. Раньше это вообще это считалось постыдным. Тебе государство дало возможность что-то придумать, реализовать себя, продемонстрировать, какой ты серьезный специалист, крутой ученый, да еще какие-то деньги собираешься зарабатывать. Стыдно, батенька...». По его мнению, чтобы исправить ситуацию, нужно совместить креативность нации с ее способностями.

Данные тезисы Дмитрия Медведева находятся в русле его перманентных усилий по модернизации, в положительном эффекте которых сомневаются многие эксперты.

Как считает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, любое поступательное движение всегда и везде обеспечивается только двумя движущими силами. Одна из них — это конкуренция, которая базируется на банальном стремлении заработать деньги и получить прибыль. Вторая — это энтузиазм, который свойственен, например, многим ученым, которых интересует сам процесс познания. «Мы сейчас пытаемся использовать остатки второй движущей силы, и почти не имеем первой из них — поэтому успехи по модернизации очень небольшие», — сожалеет экономист.

По его мнению, проблемы связаны с тем, что Дмитрий Медведев говорит о модернизации в условиях, когда во многих секторах конкуренция отсутствует, и нет элементарных стимулов для развития (налоговых льгот, грантов и поддержки инновационного бизнеса).

«Там, где есть конкуренция, в связи, или в сферах, где есть сотрудничество с иностранными компаниями, там с модернизацией все в порядке. А, например, в электроэнергетике, где наличествует монополизм, руководители предприятий отрасли говорят: «Если вам нужна модернизация, то мы готовы ее провести на ваши деньги». Им и так хорошо», — привел пример Агван Микаелян, отметив также отсутствие необходимых для модернизации кадров и проблемы с их подготовкой. «Мы свели образование к одному «Сколково» и сейчас выхолащиваем через ЕГЭ творческое мышление», — говорит экономист.

Таким образом, для того, чтобы добиться успехов в модернизационном развитии страны, необходимо создать условия и стимулы по развитию и снять существующие барьеры. «Любой поток будет настолько силен, насколько сильные его движущие силы и слабо сопротивление среды. Это закон Ома», — заключил Агван Микаелян.

А глава фонда «Индем» социолог Георгий Сатаров считает, что причина торможения кроется в существующей политической системе и коррупции. «У людей нет не стремления к инновациям, а уверенности в будущем. Проводник инноваций — бизнес, но в наших условиях создавать бизнес будет либо идиот, либо человек, связанный с властью», — заявил BFM.ru социолог.

По его мнению, для успеха модернизации потребуется провести политическую и правовую реформу. «Я думаю, что в этом случае модернизацию можно осуществить за 25 лет», — прогнозирует Георгий Сатаров.

Отметим, что многие сторонники усилий Дмитрия Медведева, как и он сам, сомневаются в скором успехе модернизационных начинаний в России. Так, в середине сентября глава опекаемого президентом Института современного развития Игорь Юргенс нашел виновника в провалах модернизации. По его мнению, это архаичный народ и вороватая бюрократия.

Он сказал, что проблемы развития науки, технологий и инноваций не встречают понимания у патриархального российского населения, которое в целом считает достаточными для развития уже имеющиеся природные ресурсы страны. Пока, сетует Юргенс, россияне — не граждане, а «какое-то племя», члены которого в массовом порядке уклоняются от выполнения своих гражданских обязанностей. Правда, он рассчитывает, что эти черты населения могут быть преодолены примерно через 15 лет. К тому же есть и прослойка, которая заинтересована в инновациях и позитивных изменениях: это уже сформировавшийся, «маленький, мобильный и совместимый с западным средний класс», численность которого составляет от 7% до 20% населения.

«Этот средний класс, а также ориентированные на Россию, а не на зарубежье представители элиты и составляют достаточный ресурс для того, чтобы начать прогрессивные процессы», — считает Игорь Юргенс.

Но Георгий Сатаров полагает, что обвинять основную массу россиян в сопротивлении инновациям нет резона. «Это все ерунда, так как во всех развитых странах инновациями занят очень небольшой процент населения, но никогда не весь народ», — отмечает он.

Руководитель экономической экспертной группы (ЭЭГ) при правительстве России Евсей Гурвич придерживается мнения, что для успеха модернизации необходима готовность и способность элит к ее осуществлению, что в немалой степени заключаются в их способности к самоограничению, и в том, чтобы все они «подчинялись закону и стоящей над всеми судебной системе». При этом Гурвич большие надежды возлагает не на мобильный средний класс, а на класс собственников, способный отстаивать свои интересы и защищать собственность.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей