Фото: ИТАР-ТАСС Японская транспортная компания All Nippon Airways (ANA) купила первый серийный пассажирский самолет Boeing 787 Dreamliner. Как говорится в сообщении пресс-службы Boeing, «лайнер мечты» должен отправиться с завода в Эверетте (штат Вашингтон) в Страну восходящего солнца завтра, 27 сентября. Самолет Dreamliner, рассчитанный на перевозку от 210 до 250 пассажиров, может совершать перелеты без посадки на расстояние до 15 тысяч километров. Этот лайнер — первый пассажирский самолет, созданный с использованием композиционных материалов. В основном он выполнен из углеродного волокна, а не из алюминия, как большинство самолетов. Это, по замыслу разработчиков, должно сделать эксплуатацию самолета экономичнее, за счет уменьшения веса, а также более экологичным. Согласно сообщению ANA, к выполнению регулярных рейсов Dreamliner приступит с 26 октября, перелетев из японского города Нарита в Гонконг. А внутренний дебютный регулярный рейс должен состояться 1 ноября по маршруту Ханеда-Окаяма; в тот же день самолет вылетит из Ханеды в Хиросиму. В январе следующего года будет выполнен рейс Ханеда-Франкфурт, который должен стать ежедневным с февраля 2012 года. Стоит отметить, что Dreamliner почти на три года отстал от графика первоначальной производственной программы: авиакомпания ANA должна была получить первый «лайнер мечты» еще в мае 2008 года. Она запустила программу закупки в апреле 2004 года, разместив заказ на 50 машин и впоследствии увеличив его до 55. Однако из-за нехватки деталей и забастовок на заводах компании первый полет Dreamliner перенесли на конец II квартала 2008 года, а первые поставки заказчикам - на начало 2009 года. Но и они были отложены из-за исправления «технических недочетов» на IV квартал 2010 года. А в середине июля 2010 года Boeing снова перенес срок первых поставок. По оценкам ряда независимых специалистов, Boeing 787 Dreamliner на несколько миллиардов долларов вышел за рамки бюджета. Исполнительный директор Boeing Джим Макнэрни в августе этого года признался, что компания столкнулась с финансовыми трудностями, при этом он отказался сообщить, когда модель начнет приносить деньги. Аналитики ожидают, что на безубыточность удастся выйти после нескольких сотен проданных самолетов. В настоящее время в компании Boeing заявляют, что им предстоит построить более 800 Dreamliner для десятка заказчиков. Ожидается, что в Россию первые два лайнера этой серии будут поставлены к Олимпиаде 2014 года в Сочи. По словам аналитика ИК «Финам» Алексея Захарова, Boeing 787 Dreamliner, будучи машиной технологически уникальной, потребовал от своих создателей согласования сертификационных условий с федеральной авиационной администрацией. Это заняло достаточно много времени, что, в частности, привело к значительному переносу сроков начала поставок. «На многие вещи они получили специальные условия сертификации, то есть именно на те, которые разрабатывались именно под этот самолет, а не использовались готовые. Насколько такой подход оправдан и соответствует нормам безопасности, вопрос неоднозначный. Что касается готовности этого самолета к эксплуатации, то с точки зрения радиоэлектроники и общесамолетного оборудования, 787 не представляет собой чего-то необычного, и специалисты технических наземных служб с ним справятся без особых проблем», — рассказал Захаров в интервью BFM.ru. Однако, по мнению эксперта, заказчики «самолета мечты» могут столкнуться с проблемой его обслуживания. Речь идет о технологических особенностях ремонта крупных конструкций из композитных материалов. «Композит очень не любит ремонта как такового. Если вы получили дыру в алюминиевом фюзеляже, вы можете эту дыру совершенно спокойно заклепать. Если вы получили дыру в конструкции из композитных материалов, то сделать это на месте практически невозможно. Необходимо снять эту конструкцию и отправить ее на завод, да и там с этим тоже будет достаточно много проблем. Вообще, это процесс трудоемкий и достаточно дорогой. Существует не слишком известная широкой публике проблема, которая звучит как «столкновение технического транспорта с самолетами в аэропортах». Подъезжает погрузчик и бьет по фюзеляжу. На фюзеляже образуется вмятина. За границей с этим вроде не так плохо. У нас же, по неофициальной информации, практически в каждом аэропорту хотя бы раз в день такая ситуация случается. Все это чревато выводом самолета из эксплуатации на длительный срок. А это очень серьезная потеря денег», — отметил аналитик ИК «Финам». Задержка дорого обошлась Boeing Захаров отметил, что сама компания Boeing понесла большие потери из-за срыва начала поставок Dreamliner. «Вряд кто-то сможет на сегодняшний день сказать точную сумму. Назывались цифры 12 млрд долларов, но это все довольно условно. В любом случае ясно, что потери большие. Полагаю, что где-то в промежутке от 10 до 20 млрд долларов», — сказал собеседник BFM.ru. Эксперт отметил, что все зависит от условий договоров на поставку, которые были подписаны изначально — от того, какие там были прописаны штрафные санкции. «Этого ведь никто не знает, так как они никогда не афишируются. Не афишируют в Boeing и своих достижений по текущей ситуации с заказами. Называется цифра в 800 самолетов, но трудно сказать, не изменят ли заказчики своего решения. От самолета Boeing 747-8 заказчики уже отказываются. Cейчас Boeing ведет очень тяжелые переговоры, пытаясь все-таки убедить клиентов. Естественно, компания при этом понесет финансовые потери, так как будет вынуждена продавать самолеты дешевле. Ситуация, которая сейчас сложилась, и не только с 787, а еще и с 747-8, не очень радужная для Boeing», — считает аналитик. Напомним, свой первый испытательный полет лайнер совершил в декабре 2009 года, в июле 2010 года Dreamliner долетел до Великобритании. Месяц назад на торжественной церемонии под Сиэтлом регуляторы выдали разрешение на коммерческую эксплуатацию этого самолета. Планируется, что до конца года 10 лайнеров будут поставлены четырем авиаперевозчикам. |