Фото: BFM.ru Книгу «Стратегия компаний в сфере недвижимости» можно считать итоговым документом оказания услуг в сфере разработки и внедрения систем стратегического планирования, чем наша компания (Robert Charles Lesser&Co.,LLC) и занималась на протяжении трех последних десятилетий, говорит в предисловии Чарльз Хьюлет. Чарльз Хьюлет, управляющий директор RCLCO. Окончил университет Брауна. Возглавляет направление консультационных услуг в сфере стратегического планирования, проводит семинары по методике анализа тенденций рынка городского строительства для региональных отделений крупнейших национальных коммерческих застройщиков. Является советником NMHC и полным членом ULI. Гади Кауфман — исполнительный директор RCLCO. Работает в компании с 1979 года, его специализация — финансово-экономический консалтинг в сфере недвижимости, управление портфелем. В 2006 году стал членом-учредителем Центра Ричарда Зимана по исследованиям в сфере недвижимости при Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, где получил степень бакалавра по специальности «Экономика». Является членом Young Presidents’Organization. «Стратегия компаний в сфере недвижимости» является руководством по стратегическому управлению для всех профессиональных участников рынка недвижимости: от риелторских фирм, занимающихся продажей квартир и домов, до девелоперов, инвестирующих в жилые комплексы и коммерческую недвижимость. Эта книга была задумана и написана в начале 1990-х годов. «Сегодня уже ясно, что в то время рынок недвижимости переживал одно из самых сильных потрясений с 30-х годов. И вот пришло время для переиздания книги, посвященной стратегии в сфере недвижимости», — говорят авторы. Авторы книги хорошо знакомы с историей становления рынка недвижимости за последнее столетие. Соответственно, уроки, которые извлечены из развития американского рынка недвижимости, и уже проверенные стратегии, могут быть полезны сфере недвижимости в России. Заметим, что российский рынок в настоящий момент находится на этапе становления, растущая экономика требует возведения новых объектов недвижимости и замены старых зданий новыми — с новыми стилистическими и проектными решениями. Этот переход происходит в соответствии с рыночными законами, в первую очередь, основываясь на финансовой и экономической эффективности этих проектов. Изначально наиболее перспективным в России был сегмент офисных площадей, и первые российские девелоперы сконцентрировали свои усилия в этой области, указывает Ольга Архангельская, партнер Ernst & Young, отдел консультационных услуг в сфере недвижимости, член ULI. По мере развития экономики растущий спрос подвинул девелоперов к строительству жилой, коммерческой, складской и, наконец, гостиничной недвижимости. Сегодня на рынке РФ действуют компании, которые специализируются на нескольких сегментах рынка недвижимости. Опыт рынка недвижимости США и других развитых стран демонстрирует, что вне зависимости от того, является компания частной или публичной, кредиторы и инвесторы могут оказывать значительное влияние на ее стратегию. Руководство компании должно знать требования, которые предъявляют к ней стейкхолдеры, чтобы обеспечивать доступ к капиталу и поддерживать ее существование. Влияние финансовых требований и ведущих бизнес-практик в США привело к созданию 19 типовых продуктов секторов недвижимости, сгруппированных в семь основных категорий (офисы, жилая недвижимость на продажу, жилая недвижимость в аренду, коммерческая недвижимость, промышленная недвижимость, гостиничная недвижимость, прочие виды недвижимости). Что касается всей продуктовой линейки, то в нее входят: офисная недвижимость (под клиента, общего назначения (городская и пригородная), профессиональная/медицинского назначения); аренда квартир (пригородная с садом), городской тип с высокой плотностью; промышленная недвижимость (под клиента, склады, свободная планировка/центр исследований и разработок); прочая недвижимость (мини-склад, сборный дом); торговая недвижимость (местный центр обслуживания/общественный центр, комплексный центр, «большая коробка», городской центр/ центр досуга). Кроме того, жилая недвижимость на продажу: базовый уровень, повышенной комфортности, люкс, обеспеченный уровень/ пансион; загородный дом/второе жилье. И — гостиничная недвижимость (бизнес и люкс). Используя разработки, которые приводят Хьюлет и Кауфман, руководители успешных российских компаний смогут проанализировать не только специфику деятельности компаний, правильного позиционирования объектов, но и внешние факторы, влияющие на деятельность этих компаний, чтобы быть готовыми при необходимости изменить свою стратегию и защитить свои активы и доходы. В главе «Зачем нужна стратегия» авторы пытаются найти ключ к тайнам Вселенной стратегических потоков, объясняют необходимость планирования, формулируют критерии оценки компаний рынка недвижимости, исследуют цикличность сектора недвижимости. Отправной точкой в разработке стратегии компаний они называют миссию. Она должна быть такой, чтобы каждый сотрудник компании с гордостью шел на работу. Миссию не стоит путать с бизнес-целями компании, она должна отражать позицию компании и указывать перспективы. Стратегия — не догма, это вектор развития компания. Авторы настаивают на том, что одной стратегической линии мало: нужна стратегия позиционирования, ориентации на клиента, стратегия ключевых компентенций, роста и развития, повышения доходов, финансирования, цикла. В итоге они приводят образец бизнес-плана компании и на «сладкое» — кейсы. |