Фото: Григорий Собченко/BFM.ru GR-специалисты (или менее лестное для российского восприятия – «лоббисты») существуют во всех крупных компаниях для лоббирования интересов бизнеса в государственных структурах. Во всем мире практика лоббирования закреплена юридически, но в России закона о лоббизме нет: из четырех упоминающихся законопроектов на сайте lobbying.ru три были отозваны или сняты с рассмотрения Госдумой, четвертый — подготовленный в 2003 году Межпарламентской Ассамблеей Государств под председательством Сергея Миронова — юристы называют сырым. Спрос на специалистов по связям с госорганами сейчас ниже, чем до финансового кризиса, утверждают эксперты, но вакансии руководителей соответствующих отделов в крупных компаниях не пустуют. Несмотря на растущее число школ или отдельных курсов по специальности GR, наиболее компетентными специалистами в этой области являются люди с многолетним опытом работы в госструктурах. В российских учебных заведениях (например, на программах MBA — Master of Business Administration) студентам дают общие представления о том, как работают законодательные и исполнительные органы власти. В американской школе бизнеса John F. Kennedy School of Government при университете Гарварда премудрости GR разделяют на две программы: на одной (public policy) представителей бизнеса учат влиять на принятие законов, а на другой (public administrator) готовят управленцев, которые могут со временем занять пост чиновника. «В России сектор GR гораздо менее структурирован. В России формальная и ключевая задача GR-специалиста — это «решать вопросы», и разные люди в силу своих разных компетенций, способностей и знаний эти вопросы по-разному решают», — объясняет Алексей Германович, директор программ в государственной и социальной сферах школы управления «Сколково». Публично, за дверью и незаконно В целом вопросы лоббирования решаются в России тремя способами, рассказывает Германович. Во-первых, есть «западная» модель, когда компании, «поняв, что их не устраивает экспортная пошлина или другая регулируемая государством позиция, собираются на площадке своей отраслевой ассоциации или создают такую ассоциацию, если ее нет». «Затем в эту ассоциацию направляются честным образом денежные средства, и эта ассоциация начинает лоббировать решение этого вопроса: она может нанимать специалистов, ученых, в том числе и западных, которые будут просчитывать негативные экономические эффекты, которые возникнут при принятии или непринятии данной меры, активно публиковать это в газетах, собирать конференции, можно устраивать парламентские слушания или слушания в Совете Федерации, вызывать туда письмами соответствующих чиновников. В результате в нормальном диалоговом режиме решаются или не решаются проблемы», — поясняет Алексей Германович. Таких примеров, однако, не очень много, говорит эксперт. Второй вариант лоббирования — это непубличное «решение проблем» при закрытых дверях в кабинетах «Если у вас предприятие является крупнейшим плательщиком в регионе «Х» и в данном регионе выдалась холодная зима, были случаи, когда губернатор звонил собственнику предприятия и предприятие авансовыми платежами перечисляло налоги вперед, чтобы от морозов не взорвались трубы, — рассказывает Германович. — Когда у вас на таком доверии строятся отношения между бизнесом и властью, то когда бизнесу нужно будет что-то решить, то власть может пойти навстречу, при этом необязательно, что это станет предметом публичных обсуждений в прессе». И первый, и второй вариант присущи не только России, но и Европе и США, отмечает эксперт. Например, сделки по торговле оружием и в Вашингтоне и в Лондоне обсуждаются в закрытом режиме. Третий способ — это использование незаконных методов: давление, коррупция, шантаж. Закон никому не нужен? Неструктурированность сферы лоббирования — следствие отсутствия в России регулирующего закона. По той же причине в понимании русского человека профессия «лоббиста» имеет в основном негативную коннотацию. Мистику и легенды придумывают в основном независимые консультанты, которые «хотят создать мутную среду, в которой сами же потом и будут работать», говорит один из опрошенных Би-би-си специалистов. «Нормативный акт смог бы поменять отношение русского человека к слову «лоббизм», — уверен партнер компании «Вегас Лекс» Михаил Сафаров. — Если государство само говорит о том, что это нормальное явление, то это было бы плюсом для общественного сознания». Однако сейчас закон вряд ли будет принят, полагает эксперт, в первую очередь «по политическим соображениям: в России лоббизм ассоциируется с коррупционной составляющей, но в преддверии парламентских и президентских выборов эту тему многим будет поднимать невыгодно». Досконально регламентировать лоббирование невозможно, считает юрист. Даже определение, кто такие лоббисты, будет сложно прописать. Некоторые положения этого законопроекта можно скорее назвать наивными. «Лоббист имеет право на получение в соответствующих государственных органах любой открытой информации, а также всех поправок и предложений по интересующему его законопроекту, иному нормативному акту. Эту информацию лоббист получает в канцеляриях соответствующих органов государственной власти в качестве платной услуги[...] Отказ в предоставлении открытой информации лоббисту не допускается, за исключением случаев, когда это технически не представляется возможным», — говорится в законопроекте, подготовленном в 2003 году. «Это приведет к огромному количеству злоупотреблений!» — уверен Сафаров. Доверительные отношения Финансовый кризис 2008-2009 годов несколько сократил спрос на GR-специалистов, полагает Сергей Гадецкий, директор по России холдинга АНКОР. «Еще два года назад подобных вакансий было гораздо больше. Спрос на GR позиции часто привязан к уровню активности самих компаний на рынке», — поясняет Гадецкий, но добавляет, что ждет восстановления спроса на GR. По данным Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, в России восемь отраслей, в которых специалисты по GR наиболее востребованы: нефтегазовая отрасль, металлургическая, телекоммуникация, автомобилестроительная и электроэнергетическая, табачная, пивная и фармацевтическая. Сергей Гадецкий добавляет к этому списку еще строительный бизнес и компании FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары быстрого и массового потребления). «Для компаний розничной сферы GR-специалисты необходимы на этапе освоения новых территорий. При планировании открытия нового магазина в том или ином регионе налаживание доверительных отношений с властью просто необходимо», — объясняет эксперт. Самые высокие зарплаты у лоббистов, работающих в нефтяных и телекоммуникационных компаниях: от 2700-3000 долларов в месяц до 20000, не считая бонусов, посчитали в Центре по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. Екатерина Дробинина Бизнес-корреспондент Би-би-си |