Адвокат и блогер Алексей Навальный выдвинул инициативу внесения поправок в закон о госзакупках с тем, чтобы ограничить аппетиты чиновников при покупке автомобилей. «2 млн более чем достаточно, чтобы купить качественный автомобиль для чиновника любого уровня», — полагает активист антикоррупционного фронта. Он считает, что ситуацию с покупкой более дорогого транспорта для представительских нужд или из соображений безопасности правительство может регулировать отдельно. По словам Алексея Навального, не являющегося субъектом законодательной инициативы, его идеей заинтересовались в КПРФ и «Справедливой России». Старший юрист ART DE LEX Ярослав Кулик полагает, что инициатива не лишена здравого смысла и ее реализация может снять остроту вопроса закупки чиновниками роскошных автомобилей. Однако существуют нюансы, отмечает эксперт — в законодательстве о госзакупках товары, работы и услуги классифицированы по определенным группам. «В проекте речь идет абстрактно о транспортных средствах — автомобилях, — дается общее определение. На мой взгляд, можно было бы сослаться на конкретные классификации товарных групп», — отметил Ярослав Кулик в интервью BFM.ru. Юрист напомнил, что ФЗ №94 о госзакупках специальных положений, ограничивающих заказчиков в приобретении товаров для государственных нужд, не содержит. «Единственное ограничение — это лимиты бюджетных обязательств, которые устанавливаются в рамках бюджетного процесса», — разъясняет эксперт. По его словам, в бюджетном законодательстве закреплены общие положения о том, что размещение госзаказа должно быть эффективным, а деньги должны тратиться по принципу максимальной экономии. По мнению юриста, при правильном применении этой нормы скандалов вокруг закупки автомобилей и предметов роскоши можно было бы избежать. «Однако на практике данный принцип не работает. И норма, которую предлагает внести Навальный в закон о размещении заказов, может помочь урегулировать исключительно конкретный вопрос», — подчеркивает Ярослав Кулик. В апреле этого года в статью 19.1 закона о госзакупках было внесено уточнение, призванное предоставить Правительству полномочия по установлению порядка формирования начальных цен на отдельные виды товаров. «Есть статья, которая говорит, что правительство вправе устанавливать на отдельные виды товаров, которые оно сочтет необходимым, порядок формирования начальных цен. В общем — без внимания к идеям этой нормы — можно было бы предположить, что правительство при желании может и ограничить желание государственных заказчиков тратить бюджетные деньги на дорогие автомобили», — отмечает Ярослав Кулик. То есть идея Алексея Навального конкретизирует и дополнит существующий порядок. Ярослав Кулик признает, что с юридической точки зрения внесение в 94-ый закон пункта именно об ограничении конечной цены автомобилей «выглядит не очень логичным». Она должна решаться на уровне подзаконных актов. «Однако проблема, которую поднимает Навальный, является достаточно острой и болезненно воспринимается в обществе», — признает юрист. По словам Ярослава Кулика, открытыми остаются вопросы приобретения дорогой мебели и других предметов роскоши. Впрочем, это признает и сам Алексей Навальный. Коллизия тут состоит в том, что по нынешнему законодательству предметы роскоши отдельно не классифицируются. Недавно Минэкономразвития вынесло на обсуждение новый законопроект, предусматривающий переход от системы госзакупок к контрактной системе. По замыслу МЭР, этот закон повысит прозрачность закупок для государственных нужд. Алексей Навальный уверен, что новый закон принят не будет. «Перейдем или не перейдем — это бабушка надвое сказала. Я уверен, что не перейдем. В любом случае, вопрос о переходе будет решаться после выборов (уже объявлено)», — пишет он в своем блоге. Он также полагает, что законопроект о контрактной системе госзакупок не содержит ограничений о предельной цене. «… закупка лексусов с бубингом продолжится», — написал юрист в ЖЖ. |