Насколько новые ливийские власти заинтересованы в пересмотре прежних нефтяных соглашений? У экспертов нет однозначного ответа. Фото: AP
Эксперты предлагают дождаться установления постоянной власти в стране.
С тех пор как столица Триполи оказалась под контролем вчерашних повстанцев, 6 месяцев воевавших с силами Муаммара Каддафи, стали появляться сомнения в том, что контракты, заключенные в период правления полковника, будут соблюдены.
Так, представитель ливийской государственной нефтяной компании AGOCO Абдельджалил Маюф говорил, что у «Татнефти» и «Газпромнефти», ранее работавших в Ливии, могут возникнуть проблемы при новой власти. «У нас есть некоторые политические вопросы к России, Китаю и Бразилии», — говорил он.
Россия и Китай при голосовании по резолюции 1973 Совета Безопасности ООН о введении над Ливией бесполетной зоны в марте этого года, воздержались. В дальнейшем российские власти присоединились к призывам мировых лидеров к Каддафи уйти в отставку.
Позже представитель новых властей дал понять, что в их планы не входит пересмотр контрактов, заключенных в годы правления Каддафи.
«Все заключенные законным путем контракты будут соблюдаться, как по нефтегазовому комплексу, так и по организации подрядных работ», — говорил в интервью агентству Reuters Ахмед Джехани, отвечающий за вопросы восстановления инфраструктуры в новой Ливии. «Вопрос об аннулировании каких-либо контрактов не стоит», — заверил представитель Переходного национального совета.
Россия в Ливии
В последние годы российские компании заключили многомиллиардные контракты в Ливии в энергетической и оборонной сферах, а также договорились о строительстве объектов инфраструктуры.
Резкий рост активности российских компаний в Ливии начался после визита в страну в апреле 2008 года тогдашнего президента России Владимира Путина.
Именно тогда компания «Российские железные дороги» подписала контракт на 2,2 млрд евро о строительстве железнодорожной ветки Сирт-Бенгази протяженностью 550 км.
Год назад Рособоронэкспорт подписал контракт на поставку вооружений Ливии общей суммой 1,3 млрд долларов.
Российский «Газпром» также активно работал в Ливии. В 2007 году госкомания подписала меморандум о сотрудничестве с Национальной нефтяной корпорацией Ливии и получила лицензии на разработку нескольких перспективных участков средиземноморского шельфа.
На фоне активного развития российско-ливийских экономических отношений Москва списала государственный долг Ливии на сумму в 4,5 млрд долларов, возникший еще при СССР.
Новая роль Москвы
Некоторые эксперты сомневаются в том, что Россия сможет вернуться в Ливию на тех же позициях, что и в эпоху Каддафи, однако предлагают дождаться, пока в Ливии установится постоянная власть.
«Пока нет постоянной власти, пока ливийцы не заявят, что намерены сохранить Ливию единой страной и она не будет разделена на несколько племен, нечего говорить. Но до сих пор они говорили, что не очень хотели, чтобы российские бизнесмены там находились», — сомневается в перспективах России в Ливии глава российско-ливийского делового союза Арам Шегунц.
По словам руководителя бизнес-организации, не исключено, что российским компаниям придется занять второстепенные позиции в деле строительства новой Ливии.
«Я хотел бы ошибаться, но шансы невелики на то, что российские бизнесмены останутся там», — сказал Шегунц bbcrussian.com.
Многие эксперты предполагают, что новые власти в Ливии не забудут двойственной позиции Москвы, однако не спешат с выводами.
«Пока ничего не изменится, сейчас можно констатировать только сам факт признания, потому что если бы они признали четыре месяца тому назад, наверное, отношения бы поменялись», — считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
По его словам, ключевой вопрос в том, как в ближайшее время поведет себя сама Россия, какие предпримет дипломатические шаги.
«Сложно о чем-то говорить сейчас, потому что, с одной стороны, в самой Ливии есть люди, которые понимают, что незачем рвать отношения с Россией и незачем ее обвинять в том, что она сотрудничала с Каддафи», — говорит эксперт, напоминающий, что в Переходном совете собрались люди разных взглядов, «кто-то более умеренно настроен, кто-то более ориентирован на Запад».
Глава Института энергетики и финансов Владимир Фейгин также уверен, что резких шагов новая власть Ливии предпринимать не будет. «С одной стороны, Россия не была одной из первых, признавших переходный совет, но с другой — Россия не препятствовала гуманитарной миссии в Ливии», — объясняет эксперт, уверенный в том, что в разрушении уже имеющихся экономических связей и перетасовке всего нефтяного бизнеса в Ливии не будет заинтересован никто.