Фото: ИТАР-ТАСС В Петербурге в пятницу премьер Путин открыл комплекс защитных сооружений (КЗС), частью которого является автодорога в подводном тоннеле. Скоростная автомагистраль Горская-Бронка соединит два конца кольцевой автодороги КАД, обрывающиеся на берегах Финского залива. Таким образом, автодорожное кольцо вокруг Санкт-Петербурга замкнулось. Комплекс, протянувшийся на 25 километров по акватории Финского залива, состоит из 11 каменно-землянных дамб, двух судопропускных и шести водопропускных сооружений, шестиполосной автомобильной дороги, пущенной по гребню дамб и подводному тоннелю. Комплекс защитных сооружений (дамбу) начали строить в 1979 году с целью защиты города от наводнений. Через 5 лет остров Котлин соединили с материком с северной стороны. А потом стройку приостановили после массовых протестов жителей Ленинграда из-за опасений по поводу нежелательного воздействия дамбы на экологию акватории Финского залива. И хотя впоследствии независимая международная комиссия пришла к выводу о том, что сооружения комплекса ничего плохого для экологии не несут, строительство заморозили на долгие годы из-за того, что прекратилось финансирование. Решение о том, что дамбу все же необходимо достроить приняли только в 2001 году, а деньги нашли лишь к 2005 году. Причем итоговая смета вдвое превысила первоначальную. Общая стоимость петербургской дамбы — 109 млрд рублей, или примерно 3,6 млрд долларов по текущему курсу. По оценкам специалистов, она обошлась примерно в ту же сумму, что и крупнейшее в мире гидротехническое защитное сооружение в Нидерландах. Возведение объекта сопровождалось скандалами: строителей упрекали в том, что они используют чертежи 30-летней давности; несколько раз меняли руководителей, причем пришедшие им на смену обвиняли предшественников в растрате средств. Последняя проверка целевого использования средств, выделенных на строительство КЗС в период 2008-2009 годов, проведенная Счетной палатой, выявила завышение стоимости по некоторым контрактам, заключенным с субподрядчиками. Также в отчете аудиторов СП указывалось, что не решены вопросы эксплуатации объектов КЗС по окончании строительства, а Минрегион, Минтранс, МЧС, Минприроды и правительство Санкт-Петербурга не имеют согласованной позиции по данному вопросу. Председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов рассказал BFM.ru, что одним из участников конкурса на строительство подводного тоннеля была финская компания, которая предложила построить дорогу значительно дешевле, при этом качество она обещала европейское. Но в итоге тендер выиграла неизвестная российская компания. «Причем условия потом менялись по ходу строительства. Впрочем, у нас это часто бывает в подобных тендерах. Если брать дорожное строительство, то до 60% в нем заложена коррупционная составляющая, это уже не секрет. Подрядчиков никто не контролирует, поскольку у чиновников там есть свой интерес», — сказал Кабанов. По его словам, «средства экономятся за счет подмены качественных материалов, которые заявлены в техзадании, менее качественными, начиная с песка, гравия и так далее». Директор департамента развития проектов «Первой инфраструктурной компании» Денис Назаров отмечает, что за такие деньги можно построить «с нуля» крупную ГЭС «По стоимости строительства этот проект можно сравнить с хорошей, большой гидроэлектростанцией. В Лондоне, на Темзе есть аналогичное сооружение, которое также несет именно защитную функцию, от наводнений, от сильных приливных волн», — рассказал эксперт. Кстати, Лондонская дамба обошлась в 534 млн фунтов в ценах 1984 года. Переводя на сегодняшние деньги с учетом инфляции, это порядка 2,5 млрд долларов. Расходы на питерскую дамбу сопоставимы с затратами на строительство крупнейшей на планете дамбы Остерс-хельде-керинг в Нидерландах (около 3,5 млрд долларов). Директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов и вовсе считает, что дамбу в Петербурге можно было бы не строить. «Были и другие варианты, в частности, были варианты с регулированием стока Невы в верхнем течении, которое тоже позволяло бы бороться с нагонными наводнениями. И, возможно, эти варианты были бы менее ущербны для природы», — пояснил он Business FM. Независимый эксперт Николай Данилин полагает, что целесообразней было бы не завершать советский долгострой, а начать новый проект по созданию защитных сооружений в Петербурге. «Это можно было бы сделать за меньшие деньги», — уверен он. Коган сделал свое дело, Коган может уйти Сегодня стало известно, что глава департамента Минрегиона Владимир Коган, курировавший строительство дамбы, подал в отставку. Журнал Forbes оценивает состояние Когана, 48-летнего отца четверых детей, в 550 млн долларов (165-ое место в списке богатейших бизнесменов в России за 2011 год). Коган стал самым богатым чиновником в России в прошлом году. В декларации доходов за 2010 год его доход составил почти 821 млн рублей, а вместе с супругой — почти 830 млн рублей. «Никого не удивляет уход Когана. Его основная задача была достроить дамбу, все это знали. И все понимали, что пост главы департамента не в полной мере соответствует его реальному статусу», — разъяснил «Ведомостям» подоплеку ситуации чиновник Минрегиона. «Нормально, что он подает в отставку после серии скандалов вокруг дамбы, — сказал BFM.ru председатель НАК Кирилл Кабанов. — Но проблема в том, что у нас очень сложно чиновникам предъявить обвинения. У нас нет такого понятия, как незаконное обогащение, в связи с чем мы не можем арестовывать активы чиновников. У нас действует лоббистская система, направленная на то, чтобы чиновники спокойно уходили». По некоторым данным, самый богатый чиновник России намерен вернуться в бизнес. Не так давно сообщалось, что Коган хотел купить строительный бизнес компании «Москапстрой», который еще недавно курировал до 60% строительных работ в Москве и осваивал около 150 млрд рублей в год. Его называют совладельцем петербургского банка БФА, около 25% которого принадлежит сыну Владимира Когана. Его супруга возглавляет ЗАО «БФА-девелопмент», которому принадлежат коммерческая недвижимость в Петербурге и проекты по строительству жилья. До прихода на госслужбу Коган был президентом Банкирского дома «Санкт-Петербург», в который входили три крупных банка, одним из акционеров которого, по некоторым данным, был Владимир Путин. Получить комментарии от Владимира Когана порталу не удалось, в Минрегионе говорят, что он ушел в отпуск. |