ТНК-BP хочет суда по-английски в Тюмени

 ТНК-BP хочет суда по-английски в Тюмени Фото: Neubie/flickr.com

Сорвавшаяся сделка «Роснефти» и BP нанесла ущерб миноритарным акционерам «ТНК-BP Холдинг» почти на 3 млрд долларов, считают миноритарии холдинга. Арбитражный суд Тюменской области уже принял к рассмотрению иски акционеров «ТНК-BP Холдинг», которые хотят взыскать свои убытки с членов совета директоров этой компании — Питера Энтони Чероу и Ричарда Скотта Слоана, а также материнских компаний холдинга, BP и BP Russian Investments Limited.

«И в первом, и во втором исках сумма убытков определена в размере 87 млрд 112 млн рублей», — говорится в сообщении адвокатского бюро «Линия права», представляющего интересы истцов.

Чероу и Слоан, занимающие руководящие должности в компаниях группы ВР, «не могли не знать о переговорах между компанией BP Plc либо иной компанией, входящей в группу ВР, и нефтяной компанией «Роснефть», считают миноритарные акционеры (Андрей Прохоров и другие присоединившиеся к его требованиям физические лица — Олег Гавриленко, Светлана Родина, Евгений Филиппов, Владимир Сохненко, Эдуард Клаус).

Между тем, Чероу и Слоан не сообщили акционерному обществу о возможности принять участие в «стратегическом партнерстве». В результате, «ТНК-BP Холдинг» понесла значительные убытки, полагают миноритарии.

Второй иск подан от лица Андрея Прохорова. Он опасается, что BP и ее дочерняя Russian Investments Limited «добились отклонения советом директоров TNK-BP Limited предложения об участии «ТНК-BP Холдинг» в стратегическом партнерстве и приобретении акций ОАО «НК «Роснефть». «Блокирование такой возможности повлекло убытки для ОАО «ТНК-ВР Холдинг», — утверждается в сообщении.

В июле суд удовлетворил заявление миноритарных акционеров о предварительном обеспечении доказательств и вынес определение, обязывающее «ТНК ВР Холдинг», «ТНК ВР Менеджмент» и BP Exploration Operating Company Ltd. предоставить представителю миноритариев запрашиваемые документы для дальнейшего направления в Арбитражный суд Тюменской области.

Как считали

Схема, по которой истцы высчитали свою упущенную выгоду в 3 млрд долларов от сорванной сделки, такова: «Если бы ОАО «ТНК-BP Холдинг» приняло участие в стратегическом партнерстве, то в рамках соглашения об обмене акциями оно приобрело бы 1 010 158 003 обыкновенных акций ОАО «НК «Роснефть». Рост стоимости этих акций составил бы доход ОАО «ТНК-ВР Холдинг». Таким образом, разница между справедливой ценой указанного пакета акций на текущую дату и той стоимостью, по которой ОАО «ТНК-ВР Холдинг» получило бы этот пакет при обмене, составляет упущенную выгоду ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в размере 87 млрд 112 млн рублей». Эти вычисления приводятся в сообщении от имени Дмитрия Чепуренко, партнера «Линии права», без уточнения, какая дата является «текущей» для этих вычислений.

Такая методика подсчета выглядит не вполне корректной, считает Евгений Студеникин, вице-президент департамента торговых операций ФГ БКС. «Надо учитывать изменение стоимости пакета ТНК-ВР, который должны были отдать в обмен на акции «Роснефти». Разницу между этой стоимостью и стоимостью пакета, получаемого «Роснефтью», думаю, можно считать в качестве упущенной выгоды (если она есть)», — говорит BFM.ru эксперт БКС.

Британские порядки

Доводы миноритариев «ТНК-BP Холдинг» перекликаются с британским актом «О компаниях», который предписывает директорам действовать «разумно и добросовестно» в интересах акционеров компании, отмечает Дмитрий Липатов, партнер юридической компании «Налоговик».

Российский закон устанавливает обязанность лица, претендующего на возмещение убытков, доказать вину своего ответчика. «Самое главное — миноритариям нужно доказать, что их право было нарушено. В соответствии с корпоративным законодательством, это, прежде всего, право на дивиденды, на получение информации, на участие в управлении компанией путем участия в принятии решений общим собранием акционеров и прочее, — комментирует Липатов. — Права на получение акций в результате неосуществленного стратегического партнерства вряд ли можно к этому отнести».

Теоретически (по британскому акту «О компаниях») менеджмент просто обязан следить за любой возможностью заработать для своих акционеров. «Однако открытые акционерные общества на территории России учреждаются и функционируют в соответствии с российским законодательством, которое такую обязанность для менеджеров предприятий не предусматривает, — констатирует эксперт. — Поэтому формулировка, может быть, и корректна, но только с учетом английского права, которое в данной ситуации применить затруднительно».

С учетом этого, шансы получить запрашиваемые суммы у миноритариев пока что невелики, полагает партнер «Налоговика»: «Если, конечно, им не удастся доказать нарушение какого-либо конкретного права. Скорее всего, иск носит публичный, а не правовой характер, и имеет назначение показать недостаточный уровень развития корпоративных правоотношений в России и законодательства о таких отношениях в частности».

Мажоритарные акционеры тоже искали правду в суде

Ранее о нарушении своих прав в суде заявляли мажоритарные акционеры ТНК-BP, консорциум AAR. В конце июля консорциум AAR (Альфа – Access – «Ренова» Михаила Фридмана, Леонарда Блаватника и Виктора Вексельберга) попросил Стокгольмский арбитражный суд выяснить, не нарушила ли BP условия акционерного соглашения, когда добивалась альянса с российской госкомпанией «Роснефть». Это может позволить российским акционерам ТНК-BP получить миллиарды долларов компенсации от BP за предполагаемый ущерб, нанесенный СП.

Сама BP также намерена судиться с россиянами. Британская компания хочет начать судебное разбирательство с одним из участников консорциума AAR — группой «Ренова» Виктора Вексельберга.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей