России необходимо совершенствовать транспортную инфраструктуру в Арктике для обеспечения военной безопасности и возможности более эффективной транспортировки ресурсов, заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев на выездном совещании в Ненецком автономном округе, передает РИА «Новости». «За счет недостаточности современных комплексов транспортировки ресурсов недр арктического шельфа существенно снижается инвестиционная привлекательность этой главной ресурсной базы страны. Имеющиеся терминалы Варандей и Приразломное в Печорском море, а также коммерческий флот для вывоза углеводородного сырья с этих терминалов, скорее, исключение из общего весьма сложного положения дел на этом участке работы», — сказал Патрушев. По его словам, существующая система навигационного и гидрометеорологического обеспечения хозяйственной и иной деятельности в Арктике дает возможность решения задач в западном секторе региона. «Однако в восточном секторе Арктики, где расположено большинство наших потенциальных ресурсов, это обеспечение менее эффективно», — отметил секретарь Совбеза. «В целом комплекс проблем освоения Арктического региона требует стратегического планирования», — заключил Патрушев. Он добавил, что совершенствование инфраструктуры в Арктике связано с задачами по обеспечению военной и пограничной безопасности, с ликвидацией последствий возможных чрезвычайных ситуаций экологического характера. «Центральное значение в деле защиты национальных интересов и укрепления национальной безопасности РФ в Арктике имеет развитие северного морского пути», — сказал Патрушев, отметив, что эксперты прогнозируют увеличение грузооборота по этой трассе более чем в десять раз. «Севморпуть способен обеспечить кратчайшую геополитическую связку рынков Азиатско-тихоокеанского региона и Европы», — считает секретарь Совбеза. Патрушев напомнил, что в правительство РФ 4 апреля был внесен проект федерального закона, направленный на совершенствование законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с эксплуатацией севморпути, созданием единой системы управления на его трассах. Глобальное потепление и таяние арктического льда открывает новые возможности перед российскими компаниями, в первую очередь, сырьевыми. Доставлять продукцию нуждающимся в металлах и энергоносителях азиатским экономикам по Северному морскому пути ЛУКОЙЛу, «НоваТэку» и «Норникелю» становится проще и дешевле. До 2016 года «Норникель» планирует потратить 370 млн долларов на удвоение объема грузоперевозок по Северному морскому пути, чтобы удовлетворить растущий спрос на сырье со стороны азиатских экономик. Как сообщил в недавнем интервью агентству Bloomberg заместитель гендиректора ГМК Сергей Бузов, 170 млн долларов пойдут на пополнение арктического флота ГМК новым ледовым контейнеровозом, еще 200 — на обустройство инфраструктуры вдоль Севморпути, в том числе порта Дудинка. «НоваТэк» планирует за время этой летней навигации отправить по СМП в Азию семь танкеров с газовым конденсатом. В августе впервые в истории по арктическим водам в плавание отправится танкер класса суецмакс дедвейтом более 120 тысяч тонн. В определенных случаях доставка грузов по Северному морскому пути становится более выгодной, чем по Суэцкому каналу. В случае ЛУКОЙЛа использование Севморпути тоже во многом вынужденное. Альтернативой ему могла бы стать только труба на юг, но ее там нет. Транспортные услуги компании оказывают танкеры Совморфлота, построенные по заказу ЛУКОЙЛа. Несмотря на то, что это суда ледового класса, они все равно нуждаются в сопровождении. У компании два терминала на побережье Северного Ледовитого океана: в поселке Варандей и в Обской губе. |