Фото: РИА Новости Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России (СКР) возбудило уголовное дело в отношении руководителей авиационной компании «Континент» и должностных лиц Росавиации. Уголовное дело возбуждено по части 4-й статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере), она предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Авиакомпания «Континент» в минувшую пятницу приостановила полеты из-за образовавшейся задолженности перед российскими аэропортами. Она объявила о своем банкротстве, и это самый популярный запрос дня поисковой системы Google. Росавиация 29 июля объявила об аннулировании сертификата авиакомпании «Континент». На эту дату сумма долга авиаперевозчика составила 32 млн рублей. Авиакомпания «Континент» была создана в 2007 году как чартерный авиаперевозчик, в конце 2010 года приступила к регулярным рейсам по направлению Москва — Норильск (в зимний период 2010–2011 годов), а с конца апреля — регулярных рейсов летнего расписания. «Континент» выполняет полеты из четырех базовых аэропортов в Красноярске, Норильске, Москве и Иркутске. Компания была одним из перевозчиков Амурской области: из Благовещенска через Красноярск она выполняла регулярные рейсы на юг России: в Краснодар, Анапу, Симферополь, Сочи, Минеральные Воды. Кроме того «Континент» обеспечивал прямое авиасообщение областного центра Приамурья с Владивостоком и Камчаткой. Согласно информации на сайте авиакомпании, воздушный парк состоит из семи самолетов Ту-154М. По данным Росавиации, ее авиапарк состоит из девяти самолетов Ту-154М. Как сообщает Росавиация, кассовый разрыв между доходами и расходами ОАО «Авиационная компания «Континент» произошел из-за того, что в июне 2011 года гендиректор авиакомпании Владимир Красильников «за счет выручки авиакомпании приобрел в собственность учрежденного им и его супругой ООО «Авиа Мир Лизинг» несколько воздушных судов типа Ту-154м». Это и привело к невозможности обеспечивать текущую операционную деятельность компании. В ведомстве также сообщают, что Красильников, владеющий 25% акций перевозчика, возможно, не согласовал свои действия с другим акционером «Континента» — Станиславом Лейченко (ему принадлежит 75% акций авиаперевозчика, он же был одним из основателей компании «Атлант-Союз», которая была позже переименована в «Москву» и приостановила свою деятельность в январе этого года). Пока следователи не называют имен подозреваемых, но обещают «установить конкретных должностных лиц Росавиации и других чиновников и дать оценку их действиям или бездействию при выдаче и отзыве лицензии у «Континента». Следствие также попытается выяснить, есть ли «причинная связь между данными действиями и существенным нарушением прав авиапассажиров, а также причиненным государству ущербом», говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте СКР. Пассажиры пролетели Авиакомпания «Континент» предлагала дешевые билеты: ее цены были сопоставимы со стоимостью перевозок авиакомпаний SkyExpress или «Авианова», что примерно на 50% дешевле, чем у «Аэрофлота» или S7, говорит генеральный директор туроператора «Алеан» Илья Уманский. Понятно, что услуги компании пользовались спросом: всего авиакомпания продала около 37 тысяч авиабилетов с вылетами вплоть до середины сентября, сообщили в Росавиации. Прекращение пассажирских перевозок авиакомпании привело к тому, что в аэропортах Краснодарского, Красноярского края и Камчатки остались сотни пассажиров «Континента». Оплату билетов авиакомпаниям за пассажиров «Континента» взяла на себя Росавиация: точнее, ведомство компенсирует расходы авиакомпаниям, которые осуществляют перевозку пассажиров «Континента», уточнил генеральный директор компании «БазЭл Аэро» Сергей Лихарев. Росавиация завинчивает гайки При этом Росавиация предприняла меры по ужесточению требований к авиаперевозчикам: в частности, — выступила за скорейшее внесение изменений в сертификационные требования к коммерческим авиакомпаниям. Ведомство считает, что к регулярным магистральным перевозкам пассажиров могут допускаться авиакомпании, которые имеют в своем парке не менее 20 однотипных воздушных судов. По мнению Росавиации, именно таким количеством воздушных судов оперируют эксплуатанты, входящие в топ-15 российских авиакомпаний, выполняющих 90% всех авиаперевозок. Также в Росавиации считают, что остальные авиакомпании, у которых менее 20 однотипных воздушных судов, должны быть переведены в разряд чартерных перевозчиков. Количество авиаперевозчиков сократится вдвое Главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров назвал обанкротившуюся авиакомпанию «достаточно амбициозной» и работающей в «перспективной нише». По его словам, объявление о невозможности ведения операционной деятельности «Континента» застало врасплох абсолютно всех: не только пассажиров, но и авиационную общественность, специалистов, и даже Росавиацию. «Почему у авиакомпании образовался кассовый разрыв в высокий сезон, когда пассажиропоток растет, вот это вопрос. Наверное, Следственный комитет имеет основание предполагать, что там не все чисто, и что есть предмет для более тщательного изучения», — сказал Гусаров. По его мнению, сегодня российская экономика и отдельно взятая авиационная отрасль оказались совершенно не готовы к наличию на рынке бюджетных перевозчиков. «Даже тех, которых мы видим — SkyExpress и «Авианова» — нельзя назвать лоу-костерами в чистом виде по той простой причине, что в классическом виде они бы уже давно обанкротились и ушли с рынка», — говорит Гусаров. Он считает, что проблема отсутствия бюджетных перевозчиков в России носит системный характер. При этом она возникла на фоне постоянного увеличения пассажиропотока: «В прошлом году был колоссальный рост, в этом году рост пассажиропотока, и все-таки ситуация такова, что зачастую бизнес авиаперевозок убыточный», — констатирует эксперт. Он прогнозирует череду банкротств авиаперевозчиков либо уход авиакомпаний с рынка «по тем или иным причинам». По мнению Романа Гусарова, в течение нескольких лет количество авиакомпаний может сократиться вдвое. Комментируя предложение Росавиации об ограничении полетов компаний, у которых в авиапарке менее 20 однотипных самолетов, он отметил, что, скорее всего, уход с рынках всех небольших авиакомпаний приведет к росту цен. «Но, может быть, это хорошо, потому что безопасность важнее. Сейчас люди могут сутками сидеть с маленькими детьми и ждать самолета в аэропорту, потому что небольшие авиакомпании редко имеют возможность держать подменный борт, который придет на замену сломавшемуся основному», — считает руководитель компании «Алеан» Илья Уманский. . Касса взаимной помощи Минтранс РФ планирует в сентябре внести в правительство пакет документов, связанных с созданием Фонда гарантирования авиаперевозок, сообщил сегодня замглавы министерства Валерий Окулов. По его словам, актуальность создания такого фонда подтверждена ситуацией с авиакомпаниями «Континент», банкротством альянса «ЭйрЮнион» (оно обошлось бюджету в 5 млрд рублей). В бюджете 2011 года на эти цели предусмотрено 300 млн рублей, а в 2012 году выделение бюджетных средств в качестве финансовых гарантий не предусмотрено. Так что страховку авиапассажиров от неприятных ситуаций им придется оплачивать из своего кармана. «К сожалению, авиакомпании не проявляют заинтересованности в формировании такого фонда. Безусловно, его создание приведет к увеличению финансовой нагрузки. Однако, по экспертным оценкам, стоимость перевозки одного пассажира возрастет на сумму порядка 20 рублей. Эти деньги планируется направлять в фонд, размер которого через 3 года должен достичь 3 млрд рублей», — сказал Окулов. |