Дорога «Совкомфлота» к IPO пролегла через Арктику

 Дорога «Совкомфлота» к IPO пролегла через Арктику «Совкомфлот» планирует значительно расширить свой арктический флот, чтобы доставлять больше энергоносителей остро нуждающимся в них азиатским экономикам. Фото: ИТАР-ТАСС

Россия планирует возродить морской путь советского периода в Арктике для обслуживания энергетических проектов. Это откроет более короткий маршрут в Азию для перевозчиков, например, ОАО «Совкомфлот», который готовится к первичному размещению акций на бирже в этом году. Открытие Северного морского пути может ускорить сроки поставки «Совкомфлотом» природного газа в Китай и принести новые контракты на доставку грузов между Европой и Азией, поскольку это будет более быстрая альтернатива маршруту через Суэцкий канал.

«Если Россия даст зеленый свет развитию Севморпути как полноценного коммерческого транспортного маршрута, инвестиционная позиция «Совкомфлота» будет совершенно иной, — заявил Bloomberg Крис Уифер, аналитик ING Bank в Москве. — Компания будет более привлекательной для потенциальных инвесторов».

«Совкомфлот» вместе с другими компаниями, такими как «НоваТэк», уже тестируют грузоперевозки по арктическому маршруту, который премьер-министр Владимир Путин обещал сделать круглогодичным. Будущее Севморпути зависит не только от темпов таяния арктических льдов. Россия должна модернизировать порты, организовать системы спасения и построить ледоколы, каждый из которых стоит 30 млрд рублей.

История Севморпути восходит к 1932 году, когда по нему Советский Союз отправил первое судно из Архангельска к Берингову проливу. Маршрут, который открыт с июля по ноябрь, примерно на треть короче пути из Роттердама в Иокогаму через Суэцкий канал, а это означает экономию времени и горючего. Он привлекателен для перевозчиков, желающих избежать столкновения с пиратами в водах Восточной Африки, а также последствий «арабской весны».

Стратегический инвестор

Правительство России назначило инвестбанк Morgan Stanley организатором приватизации 25% акций «Совкомфлота», сообщило Минэкономразвития РФ. Продажа может состояться в октябре или ноябре, заявил журналистам директор департамента управления имуществом Минэкономразвития Алексей Уваров.

В прошлом году компания привлекла заимствования на долговом рынке, разместив семилетние облигации с доходностью 5,375% на сумму 800 млн долларов.

«Хорошо бы продать часть портфельным инвесторам и пакет — стратегическому собственнику», — говорит Уифер. Это согласовывалось бы с общей стратегией правительства во всех секторах экономики: привлекать международных партнеров с опытом работы и получать при этом финансовые ресурсы. «Так можно убить сразу двух зайцев, — полагает Уифер. — Логичными покупателями были бы японские или корейские судостроители».

Пока речи о стратегической продаже не идет, сообщил Bloomberg исполнительный вице-президент «Совкомфлота» Николай Колесников. Начальник управления эксплуатации флота Андрей Бабаханов заявил, что слишком рано оценивать преимущества Севморпути для стоимости компании.

Спрос на СПГ

«Совкомфлот» планирует расширять бизнес по транспортировке газа, в то время как энергетические предприятия в ближайшие годы готовятся вводить в эксплуатацию арктические проекты. В 2010 году по арктическому маршруту «Совкомфлот» перевез 70 тысяч тонн газоконденсата для компании «НоваТэк», которая планирует в 2016 году начать на Ямале производство сжиженного газа (СПГ) для продажи европейским и азиатским клиентам. «Норникель», как уже сообщал BFM.ru, до 2016 года планирует потратить 370 млн долларов на удвоение объема грузоперевозок по Северному морскому пути, чтобы удовлетворить растущий спрос на сырье со стороны азиатских экономик.

«В последние два-три года вырос спрос на СПГ в Китае, Японии, Южной Корее и Сингапуре, — говорит Бабаханов. — С увеличением спроса в Азии Северный морской путь будет приобретать огромную стратегическую важность».

В 2016 году может быть запущено производство на разрабатываемом во главе с «Газпромом» в Баренцевом море Штокмановском месторождении, ресурс которого, вероятно, превышает 3,9 трлн кубометров газа. «Роснефть», крупнейший производитель нефти в России, разрабатывает месторождения в Карском море, потенциальные запасы которых могут достигать 35,8 млрд баррелей. В компании говорят, что первую скважину могут пробурить уже в 2015 году.

Ледоколы пользуются спросом

Рост производства нетрадиционного газа в США едва ли не закрыл этот американский рынок для импорта, в результате чего участники российских проектов, например, Штокмановского и «Ямал СПГ», ищут альтернативу в других регионах, например, в Азии, говорит аналитик Wood Mackenzie Эндрю Бакленд.

В целом запасы российского арктического шельфа могут превышать 100 млрд тонн в нефтяном эквиваленте, согласно оценкам Министерства природных ресурсов.

Испытания еще не завершены, но спрос на Северный морской путь растет. Государственный оператор ледоколов компания «Атомфлот» в этом году получила уже 15 заявок — втрое больше, чем в 2010 году.

Более высокие прибыли

«Совкомфлот» также планирует отправить один более крупный танкер грузоподъемностью 162 тысячи тонн в Китай, рассчитывая таким образом выиграть на эффекте масштаба. Для компании «НоваТэк», главный офис которой находится в городе Тарко-Сале, этот маршрут позволит сократить время в пути на 40% по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал, по словам Бабаханова, и обойдется это на 20% дешевле.

Как заявил журналистам исполнительный директор «НоваТэка» Леонид Михельсон, северные морские перевозки будут более прибыльными, чем транспортировка через Суэцкий канал. В этом году второй по величине российский поставщик газа может отправить на экспорт в Азию по арктическому маршруту семь грузовых партий газового конденсата или легкой нефти.

Московская компания «ЕвроХим» не получает экономии при использовании Северного морского пути при тарифе 50 долларов на тонну груза — столько же компания платит и при перевозке через Суэцкий канал, говорит директор по логистике Игорь Нечаев. Однако так время в пути сокращается на 25 суток, кроме того, не возникает рисков, связанных с нестабильностью на Ближнем Востоке и угрозой нападения пиратов.

Революции и пираты

По мнению Нечаева, рано или поздно перевозчики будут хеджировать риски, связанные с напряженностью в африканских странах.

Трафик через Суэцкий канал, открывшийся в 1869 году, за год по апрель включительно увеличился на 7,3% в среднем до 54,5 млн тонн в месяц, то есть перевозки на этом маршруте не пострадали на фоне волнений в Египте, в результате которых в феврале был свергнут президент Хосни Мубарак.

Количество пиратских нападений в мире за первое полугодие выросло на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число попыток захвата судов у берегов Сомали достигло рекордных показателей. Таковы данные Международного морского бюро.

Атомные ледоколы

Безопасное движение транспорта в Арктических водах должны обеспечивать ледоколы.

По данным российского Министерства транспорта, до 2020 года Россия должна вывести из эксплуатации 12 из 15 атомных и дизельных ледоколов. На смену выбывающим судам потребуется три атомных и шесть дизельных судов общей стоимостью 143,5 млрд рублей.

30 июня на съезде партии «Единая Россия» в Екатеринбурге Путин заявил: «Мы обязательно будем пополнять ледокольный флот страны. Ввод всех этих судов в строй позволит обеспечить стабильную круглогодичную работу в Арктике, проводку судов по всему маршруту от Тихого океана до Атлантики».

Будущее Северного морского пути будет зависеть от энергетических планов России в Арктике и спроса на транспортные услуги со стороны перевозчиков. Перспективы ни в той, ни в другой сфере пока неясны.

«Мы готовим инфраструктуру и ледоколы, — говорит Александр Пошивай, начальник управления обеспечения судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта. — Мы должны быть готовы, это стратегический маршрут».

В «Совкомфлоте» говорят, что в предстоящие десять лет планируют купить более десятка судов ледового класса, делая ставку на арктические поставки энергоносителей и транспортные перевозки. Испытания на маршруте в компании называют инвестициями в будущее.

«Наша задача заключается в использовании большегрузных танкеров, наработке опыта и привлечении интереса клиентов», — говорит Бабаханов.

«И хотя роль компании в эксплуатации Северного морского пути пока неясна, расширение бизнеса может привлечь инвесторов», — сказал в интервью Bloomberg Иван Мазалов, директор Prosperity Capital Management.

По его словам, IPO «Совкомфлота» будет еще интереснее, если у компании будет еще одно направление бизнеса.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей