Фото: Григорий Собченко/BFM.ru В конце июня Федеральная антимонопольная служба направила восьми крупнейшим российским нефтяным компаниям письмо с требованием привести оптовые цены на нефтепродукты в соответствие с рыночной конъюнктурой. Суть обращения ведомства сводилась к тому, что даже несмотря на падение стоимости нефти на мировом рынке, внутри страны цены двигались только в одном направлении — вверх. Причем подобная практика командно-административного воздействия на компании неоднократно применялась и ранее. В последний раз — в начале февраля этого года, когда ФАС возбудила так называемую третью волну антимонопольных дел против нефтяников. Тогда ведомство обвинило «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть» в том, что они устанавливали и поддерживали слишком высокие цены, изымали дизтопливо из обращения и создавали дискриминационные условия при поставках товара сторонним компаниям. После предупреждений ФАС и премьер-министра Владимира Путина нефтекомпании снизили розничные цены на топливо. Однако на этот раз последовала совсем иная реакция. Государственная компания «Роснефть», крупнейшая в России по объемам добычи, направила в ФАС ответное письмо, в котором указала антимонопольщикам на возможные негативные последствия снижения цен на нефтепродукты. В частности, в компании утверждают, что «это может привести к ажиотажному спросу, раскачиванию рынка закупок и, с большой вероятностью, исчезновению бензина с рынка». В компании считают, что к подешевевшему топливу может возникнуть чрезмерный покупательский интерес со стороны независимых продавцов бензина. Те, в свою очередь, начнут скупать имеющиеся объемы и продавать их за рубеж, утверждают в компании. Заместитель генерального директора компании Omnicomm Cтанислав Емельянов считает, что новый топливный кризис, об угрозе возникновения которого говорит «Роснефть», пока маловероятен. «Описанный в письме механизм его возникновения в результате действий мелких спекулянтов кажется мне весьма сомнительным», — пояснил BFM.ru эксперт. «О чем можно говорить точно, так это о том, что даже государственные топливные компании не собираются снижать цены на нефтепродукты и готовы вступить по этому поводу в войну если не с правительством, то с ФАС. Следствием этой позиции, даже без учета роста акцизов, станет дальнейшее повышение цен на топливо», — считает Емельянов. По словам эксперта, в 2012–2013 годах цены на бензин и дизтопливо вполне могут сравняться с европейскими. «К сожалению, ФАС все больше напоминает мне бумажного тигра или того льва из сказки, который боялся собственного рыка», — поделился своим мнением в эфире «Вести ФМ» генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, президент Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. С Европой объединит цена, но не качество В «Роснефти» настаивают на том, что «единственной мерой стабилизации рынка в сложившейся ситуации является стимулирование насыщения отечественного рынка топливом». В компании полагают, что это можно сделать исключительно за счет продления срока обращения на внутреннем рынке топлива класса Евро-2. При этом в начале июля глава Минэнерго Сергей Шматко заявил, что «Роснефть» испытывает серьезные проблемы с модернизацией своих НПЗ, которая должна обеспечить компании переход на новые стандарты топлива. Лучше всего дела в этой части по отрасли обстоят у ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти». В целом же власти констатировали, что нефтяники в большинстве своем не уложились в заявленные сроки модернизации своих НПЗ. Шматко отметил, что «Роснефть» при всех своих проблемах является «чемпионом среди компаний по количеству инвестированных денег». Говоря же о проблемах отрасли в целом, министр в частности указал, что в России невозможно приобрести необходимое оборудование. «У нас практически все нефтеперерабатывающие установки — зарубежные. Никто в России не производит оборудование для нефтепереработки», — посетовал он. Начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров считает, что основная проблема модернизации НПЗ заключается в том, что компаниям сложно увидеть в ней экономический смысл, особенно в условиях изменения пошлин на нефть. «Сроки окупаемости приближаются к 10 годам, льгот по импорту оборудования недостаточно, налоговый режим нестабилен, маркетинг продукции за рубежом сложен, а в России нет большого «заказа» на продукцию Евро-5. К сожалению, активное развитие переработки, особенно вторичной, сейчас во многом лишено стимулов, в том числе со стороны государства», — считает эксперт. Станислав Емельянов из Omnicomm считает, что любая модернизация — это огромные расходы, окупить которые можно либо увеличив объем выпуска, либо подняв цены на продукцию. «Причем первый вариант требует времени и уверенности в будущем. Сегодня топливные компании не уверены в завтрашнем дне, поэтому предпочитают отправлять нефть и нефтепродукты на Запад, оставляя там львиную долю прибыли. Если же в этих условиях правительство заставит их инвестировать в переработку, то с большой вероятностью они постараются отбить эти инвестиции в кратчайший срок, что приведет к дальнейшему росту цен», — отмечает Емельянов. Стоит отметить, что в начале июля глава Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль привел некоторые данные , из которых следовало, что выход светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, солярка) на российских НПЗ значительно ниже, чем в других странах. Если, к примеру, американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, то в России этот показатель составляет 140 литров. Улучшение показателей, по его словам, надо достигать за счет модернизации заводов. Управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский согласен, что модернизация НПЗ действительно позволит повысить КПД нефтепереработки в среднем по отрасли. Правда, по его словам, вряд ли это позволит достичь таких же результатов как в США, поскольку там более «легкая» нефть, чем в России. Напомним, весенний топливный кризис заставил правительство с мая ввести запрет на экспорт бензина, однако эта мера, судя по всему, проблему не решила. Пока власти утверждают, что с нефтепродуктами в стране все в порядке и нового кризиса в скором времени ждать не стоит. Однако эксперты уже отмечают тревожные тенденции на рынке и случаи отсутствия бензина на АЗС в некоторых регионах России. |