Минфин с поддержкой премьер-министра Владимира Путин планирует переложить на регионы субсидирование компании РЖД перевозок пассажиров в пригородных электричках, что может привести либо к чрезмерной нагрузке на региональные бюджеты, либо к стремительному росту тарифов на пригородное сообщение, пишет газета «Коммерсантъ». Размер компенсаций оценивается в 25 млрд рублей в 2012 году. Аналогичную сумму Белый дом выделил в этом году, хотя РЖД ее до сих пор не получила. Перекладывая субсидирование РЖД на регионы, федеральный центр экономит средства, которые приходится выделять на запланированное в рамках реформы РЖД создание милиции общественной безопасности. В 2012 году эта часть реформы обойдется федеральному бюджету в 188 млрд рублей. Источники издания отмечают, что судьба тарифов зависит от того, какую схему развития пригородного комплекса выберет государство в лице ФСТ: предоставит ли регионам дотации на оплату услуг РЖД или введет исключительный «нулевой» тариф за использование инфраструктуры для перевозок пассажиров в электричках и субсидирование РЖД выпадающих доходов. Во втором случае регионы смогут устанавливать тарифы на экономически обоснованном уровне. РЖД беспокоились из-за невыплаты компенсации за пригородные перевозки еще в феврале. Старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов обещал поднять вопрос на уровне вице-премьеров правительства, так как Минфин не выполняет обещания по обеспечению безубыточности пригородного пассажирского движения. В ноябре президент РЖД Владимир Якунин сообщил в блоге, что более половины пассажиров пригородных электричек не платит за проезд. «То, что за услугу можно не платить, но при этом кричать на всех углах, что электрички грязные или окно выбито, почему-то многие считают нормой. — указывает на изъяны в логике оппонентов глава монополии. — Те, кто не платит, не дают нам сделать комфортные условия для тех, кто заплатил. Давайте начнем хотя бы с малого — с того, что перевозка — это платная услуга, и за проезд надо платить всем». Якунин также попытался объяснить читателям блога причины плачевного состояния подвижного состава на поездах пригородного сообщения: «Когда вы жалуетесь, что не все электрички выглядят, как «Сапсан», вы должны понимать, что «Сапсан» — окупаемый рентабельный проект, в то время как пригород в силу своей регулируемости не окупаем. И если нам установили тариф вдвое ниже экономически обоснованного, то мы не можем вложить средства в улучшение качества электричек, развитие сервисов, более удобных расписаний и т.д.». В июне ФАС разрешила взимать с «зайцев» дополнительную плату при оформлении билета в вагонах электропоездов. C 1 августа 2011 года стоимость оформления билетов кассирами-контролерами непосредственно в вагонах электропоездов в соседних с Подмосковьем регионах повысится. Для пассажирских пригородных поездов 6000-й нумерации стоимость услуги увеличится с 24 до 50 рублей, для поездов 7000-й нумерации — с 40 до 100 рублей. Стоимость услуги изменена на всех участках региональных центров Московской железной дороги (таких как Калужский, Рязанский, Тульский, Орловско-Курский, Брянский и Смоленский). Она приводится в соответствие с действующей ценой оформления билетов на территории Москвы и Московской области. |