Похороны винной пробки откладываются

 Похороны винной пробки откладываются Хорошую винную пробку делают из цельного куска коры пробкового дуба. Фото: PhotoXPress

В 2002 году на Центральном вокзале Нью-Йорка прошла символическая церемония похорон винной пробки. Той самой пробки из коры пробкового дуба, которой человечество пользуется едва ли не с тех времен, что вино принялись розливать по бутылкам. Американский бизнесмен Рэндалл Грэм, основавший в Калифорнии производство металлических завинчивающихся винных пробок, хотел своим символическим жестом продемонстрировать наступление новой эры для мировой винной индустрии. На глазах почтенной публики и зевак в гроб положили манекен, выполненный из натуральных винных пробок.

Энтузиазм американского предпринимателя основывался не на пустом месте. К восьмидесятым годам прошлого века недовольство дефектами традиционных винных пробок стало широко распространенным. Пробки довольно часто оказывались бракованными. Кроме того, химики выяснили: в загрязненной пробке может содержаться агрессивное химическое вещество, которое портит вино до неузнаваемости (такое же вещество может, впрочем, попадать и в винные бочки, и в деревянные паллеты).

К тому времени индустрия натуральных винных пробок существовала в Европе уже четыре века. Монополистами на этом рынке были португальцы. Как объяснял в интервью The Wall Street Journal представитель португальского производителя Amorim Карлуш де Жезуш, «нет такого производство, которое, имея рыночную долю 95-97%, заботится о самосовершенствовании».

 Похороны винной пробки откладываются Директор департамента маркетинга и по связям с общественностью компании Amorim Карлуш де Жезуш. Фото из личного архива

На глазах эта доля стала съеживаться по мере того, как изобретатели предлагали более экономичные и менее проблемные, на первый взгляд, альтернативы пробке из дубовой коры.

Рэндалл Грэм не был первым, кто объявлял о смерти дорогого покойника. В 1998 году в США бельгийский иммигрант Марк Ноэль стал производить на заводе в Северной Каролине инновационные пластиковые пробки. С пластиком экспериментировали и ранее. Но потребители были недовольны тем, что пластиковые пробки оказывались слишком жесткими: их было трудно извлечь из горлышка бутылки; в то же время они за счет своей жесткости недостаточно плотно затыкали бутылку и пропускали кислород, что портило вино.

Бельгиец изобрел пробку, которая напоминала бронебойные пули: «сердечник» из твердого пластика, оболочка — из эластичного. Тем самым достигается двойной эффект: пробка достаточно плотно закупоривает бутылку, но извлечь ее с помощью штопора — пара пустяков. Ноэль основал компанию Nomacorc LLC, которая на заводе в городе Зебулон, Северная Каролина, производит в настоящее время 1,4 млрд пластиковых пробок в год. Если мысленно выложить эти пробки в ряд, то они опояшут Землю по экватору 1,33 раза.

Пластиковые пробки и металлические завинчивающиеся крышки «отъели» у натуральной пробки довольную большую рыночную долю. На сегодня доля пробки снизилась до 70% мирового рынка. Синтетическая пробка составляет около 20%, остальное приходится на металлические крышки.

Это — в целом по рынку. Но в некоторых странах, прежде всего в Новом Свете — с точки зрения производителей вина в это географическое понятие, кроме Америки, включают также Австралию и Новую Зеландию, — изменения были драматическими. По данным журнала Time, в Австралии 85% винных бутылок закрывают завинчивающимися крышками, в Соединенных Штатах доля натуральных винных пробок упала почти до пятидесяти процентов рынка.

Ренессанс натуральной пробки

Неожиданно эксперты заговорили о ренессансе традиционных пробок. Об этом, в частности, зашла речь на крупнейшем в мире форуме виноделов, Vinexpo, который прошел в Бордо в июне. Возврат к пробке из дубовой коры провозгласила и британская газета The Guardian.

BFM.ru обратился за комментариями к крупнейшему мировому производителю натуральных винных пробок, португальской компании Amorim. Директор департамента маркетинга и по связям с общественностью компании г-н Карлуш де Жезуш ответил по электронной почте на вопросы портала. Нас интересовало, в частности, как сами производители объясняют возврат интереса виноделов к их продукции.

По словам г-на де Жезуша, своим возрождением пробка обязана трем ключевым факторам. Это, прежде всего, свойства самого материала, которые не в состоянии воспроизвести синтетические пробки: кора пробкового дуба имеет уникальную и очень сложную молекулярную структуру: в одной винной пробке содержится 800 миллионов клеток.

Во-вторых, производство пробки из натуральной коры гораздо более экологичное, чем из синтетических материалов: выбросы углекислого газа в этом случае в 24 раза меньше, чем при производстве завинчивающихся крышек из алюминия. К тому же в рощах пробкового дуба обитают только на одном гектаре до сотни видов фауны. Сохранить эти рощи — значит сохранить часть живой природы.

В-третьих, натуральная пробка напрямую ассоциируется с премиальным сегментом производства вин: вина Gran Cru никогда не смогут продаваться по своим высоким ценам без натуральной пробки, полагает португальский производитель.

 Похороны винной пробки откладываются Чтобы особым топором снять кору с пробкового дуба и не повредить дерево, требуются многолетние навыки. Такой дуб из португальской провинции Алентежу живет до трехсот лет. Фото: AP

«Так что вполне естественно — настолько же естественно, насколько естественным, натуральным является сам наш продукт, — что лидер индустрии демонстрирует рекордные годовые продажи: более 3 млрд. винных пробок, проданных в 2010 году», — говорит г-н де Жезуш.

У оппонентов производителей натуральной пробки есть свои контраргументы. В первую очередь, они оспаривают ее «натуральность». Действительно, цены на такие пробки варьируются от 2 евроцентов до полутора евро (для сравнения: цена на пластиковые пробки от американского производителя Nomacorc LLC колеблется в диапазоне от 2 американских центов до 20 центов). Вполне очевидно, что наиболее дешевые пробки из коры дерева производят из прессованной пробковой крошки. Значит, в ней присутствует клей.

В то же время дорогие пробки для дорогих вин делают из одного куска дубовой коры. Именно такие пробки идут для вин Gran Cru. В целом нет сомнения в том, что в массовом сознании натуральная пробка ассоциируется с более высоким качеством. Проблема производителей, однако, заключается в том, что покупатель покупает не пробку, а бутылку вина. И значит, адресатом кампании за возврат к натуральной пробке является не столько широкая аудитория любителей вина, сколько достаточно узкая профессиональная аудитория виноделов.

Пробковый дуб живет сотни лет; пластиковая пробка — еще дольше

Именно профессионалам индустрии адресовалась прошлогодняя рекламная кампания. На одном из плакатов был изображен пробковый дуб. Текст гласил: «При правильном сборе пробки пробковое дерево может простоять до трехсот лет. К сожалению, жизнь пластиковой пробки еще дольше». Действительно, экологические факторы являются важнейшими для виноделов, в особенности в премиальном сегменте, поскольку они являются таковыми для покупателей, способных потреблять такие вина. И вот в борьбе за эту часть рынка производители натуральной пробки явно одерживают верх.

И все-таки при всей важности психологических факторов главными остаются соображения качества. Какая из пробок — натуральная, пластиковая или металлическая — способна в наибольшей степени гарантировать качество вина? Если судить по результатам последних исследований Университета Бордо, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Ученые выявляли уровень кислорода, который пропускают те или иные виды пробок в бутылку с бордосским вином sauvignon blanc на протяжении двух лет, и его влияние на напиток.

Предыдущее исследование того же университета показало, что завинчивающиеся крышки практически не пропускают кислород. Качественная натуральная пробка его также не пропускает, однако незначительное количество кислорода содержится в порах самой пробки; наконец, пластиковые пробки начинают довольно быстро пропускать кислород.

Новое исследование должно было выявить, как кислород воздействует на свойства вина. Анализ проводился как на химическом, так и на сенсорном уровнях.

Химический анализ показал, что в бутылках с пластиковой пробкой антиоксиданты уничтожались из-за проникающего кислорода, а цвет вина становился коричневатым. В бутылках с металлическими крышками уровень антиоксидантов оставался практически неизменным. Как, собственно, и цвет вина. В бутылках с натуральной пробкой эти показатели были средними между первыми и вторыми.

Когда за дело взялась команда тестировщиков, результаты оказались иными. В бутылках с пластиковыми пробками фруктовый оттенок вина практически отсутствовал, в то время как вино из бутылок с завинчивающимися крышками отдавало тухлыми яйцами. Правда, последнее относилось не ко всем видам алюминиевых крышек. А вот вино из бутылок с натуральными пробками сохраняло присущий Совиньон Блан фруктовый вкус.

Несмотря на все нюансы, исследователи пришли к выводу о том, что кора дерева — наиболее «сбалансированный» вид материала для винной пробки.

Россия — шестой в мире рынок пробки

Вот используя такие и подобные исследования и вкладывая существенные средства в разработки по улучшению качества, португальский производитель Amorim наращивает экспорт. Главное подразделение компании, Amorim’s Cork Stoppers Business Unit, в 2010 году увеличило объем продаж на 13,8%, еще более укрепив, таким образом, свое положение мирового лидера в этом сегменте рынка, сообщил BFM.ru представитель компании Карлуш де Жезуш. В стоимостном выражении объем продаж винных пробок составил в прошлом году почти 460 млн евро. Amorim экспортировал пробку в 103 страны.

Россия — один из важных рынков для компании, она занимает 6-е место среди ключевых рынков по потреблению пробки. Это связано с размахом строительной индустрии, а также с производством игристых вин.

К словам представителя Amorim о распространении португальской пробки на отечественном рынке могу добавить разговор, который у меня состоялся в Лиссабоне в 1991 году с португальскими коллегами. По их словам, СССР даже в годы правления диктатора Салазара находил возможность закупать португальскую пробку. Правда, делалось это не в интересах советских виноделов, а ради нужд ВПК: пробка представляет собой уникальный компонент во внутренней обшивке корпуса подводной лодки.

Могу также засвидетельствовать, что дубовые рощи, которые тянутся вдоль дорог португальской провинции Алентежу на многие десятки километры, производят сильное впечатление. Не знаю, какие виды флоры и фауны, о которых говорит г-н де Жезуш, нашли себе пристанище под гостеприимной сенью старых дубов, но наши соотечественники, жившие в Португалии двадцать лет назад, очень любили собирать в дубовых рощах маслята — тем более что сами португальцы к этим грибам были тогда совершенно равнодушны.

Но вернемся к работе компании Amorim.

С началом «пробочного ренессанса» в 2010 году Amorim зафиксировал существенный прирост выручки на винных рынках Старого Света: исторические уровни объемов продаж в таких ключевых винодельческих странах, как Франция, Италия и Испания выросли от 10 до 29%.

Отмечается и рост продаж в ключевых винодельческих странах Нового Света, таких, как Аргентина и Австралия. В последней рост выручки составил 17,4%.

В Британии объем продаж натуральных пробок вырос почти наполовину.

Существенное повышение качества традиционных винных пробок привело к возврату к ним винной индустрии; этому же способствовали потребительские предпочтения, экологические соображения и проблемы, связанные с альтернативными винными пробками, говорит г-н де Жезуш.

 Похороны винной пробки откладываются Так собирают кору пробкового дерева в Испании. Фото: btbuonvino/flickr.com

В США объемы продаж Amorim выросли на 22%, выручка — на 20%. Соединенные Штаты являются крупнейшим винным рынком в мире. Это ключевой рынок экспорта вин из Италии, Франции и Испании, которые, в свою очередь, являются главными рынками потребления винных пробок.

«Добавьте к этому, что мир все больше пытается использовать возобновляемые экологичные продукты, и вы поймете, что у пробки будущее столь же блестящее, как ее прошлое. Разумеется, нам необходимо и в будущем инвестировать в исследовательские разработки, что мы, собственно, и делаем. Результатом этого является то, что натуральная винная пробка является выбором 70% мирового рынка — такова в настоящий момент ее рыночная доля», — отмечает Карлуш де Жезуш.

Не все то просто, что пробка

Выражение «просто, как пробка» уже давно не соответствует тем сложнейшим технологиям, которые вовлечены в производство винных пробок с тех пор, как их рынок стал глобальным и — многомиллиардным. Однако сложность этого рынка не описывается только последними научными разработками. Огромное значение для него имеют психологические аспекты. Грубо говоря, отношение человека к пробке, которой затыкают ванну, и к винной пробке — вещи совершенно разного порядка. Поэтому всякие романтические истории, как история вообще — союзник производителя пробки.

Летом прошлого года на дне Балтийского моря был найден груз шампанского, пролежавший около двухсот лет с момента кораблекрушения. Парусник, перевозивший игристые вина для российского императорского дома, затонул в бурю. Как оказалось, вино отлично перенесло два века пребывания в соленой воде на глубине 50 метров. Но когда бутылки извлекли на воздух, потребовалось срочно заменить их пробки.

В этой работе приняла участие группа экспертов из Amorim. Совместно с представителями дома Veuve Clicquot они извлекли старинные пробки и, с помощью специального оборудования, установили на их место новые, вырезанные из цельного массива дубовой коры.

Тот факт, что дубовая пробка выдержала испытание в подобных условиях и вино не пострадало, — лучшая реклама натуральной винной пробки, считают в Amorim. Кстати, по любопытному совпадению, проданная с аукциона, одна из бутылок «Вдовы Клико» со дна моря досталась русскому ресторану из Сингапура. Таким образом, по прошествии двухсот лет, хотя бы малая часть шипучего груза, заказанного российским потребителем, кружным путем попала по назначению.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей