Фото: Митя Алешковский/BFM.ru Шведская компания, известная благодаря низким ценам и готовой к сборке мебели, получает прибыль, сокращая расходы по всей цепочке, по которой проходит продукт. «Что решает, сколько будет стоить лампа? Только воображение устанавливает границы. И мы постоянно стремимся использоваться материалы лучше, а транспортировку нашей продукции осуществлять более эффективно», — говорит в интервью газете The Wall Street Journal исполнительный директор IKEA Микаель Ольссон. Примером может служить модель стола Lack: 15 лет назад такой стол стоил 195 шведских крон, или около 15 евро; сегодня он стоит 49 крон, или чуть более 5 евро, говорит Ольссон. Такая тактика компании приносит свои плоды: чистая прибыль IKEA за 2010 год к 31 августа выросла на 6,1% до 2,7 млрд евро, выручка за этот период поднялась на 7,1% до 23,1 млрд евро. Одна из последних мер по сокращению расходов — картонные ящики IKEA, которые компания начала использовать вместо традиционных деревянных коробов в качестве транспортной тары. «Новые картонные ящики означают, что нам пришлось изменить вилочные погрузчики по всей организации: в производстве, в транспортировке и в наших магазинах, — говорит глава IKEA. — Тем не менее, новые картонные ящики вдвое ниже. Это означает, что мы перевозим в два раза меньше воздуха, чем раньше. Также мы можем заполнить магазины и контейнеры большим количеством продукции, чем раньше». «Мы никогда не удовлетворены, и это делает IKEA успешной. Мы всегда критичны. Мы спрашиваем: почему мы не можем это сделать лучше? почему это не может быть дешевле? Мы колеблемся между разочарованием и вдохновением», — рассуждает Микаел Ольссон. Корни бережливости По словам Ольссона, такая бережливость уходит корнями в шведскую провинцию Смоланд и городишко Эльмхульт, где дизайнеры, разработчики продукции и специалисты по материалам создают для IKEA две тысячи новых продуктов каждый год. «Местные люди, которые не эмигрировали в США в 19 веке, а остались в этих скалистых лесах, стали очень упрямы и невероятно рачительны, — говорит Ольссон. — Можно даже сказать, скупы. И изобретательны. Это характеризует многие компании в этом регионе. И эта бережливость — сделать с меньшими затратами — въелась в нашу компанию». Такая экономность позволила IKEA пережить прошлогодний скачок цен на сырье. В то время, как остальные ритейлеры поднимали цены, IKEA заявила о снижении на 2-3% цен на свой ассортимент в этом году и еще на столько же в следующем. Гораздо большую сложность для компании представляют преграды другого характера. Ольссон заявил, что IKEA хотела бы видеть более свободную торговлю и гармонизацию регулирования. Кроме того, головной болью для IKEA остается волокита на местном уровне. Например, в Великобритании IKEA столкнулась с бюрократическими проволочками при подключении к инфраструктуре и в правилах дорожного регулирования — особенно вблизи Лондона, где у компании четыре магазина и планируется строительство еще трех для восстановления ветхой промзоны. «Это длительный процесс — принятие решения по трафику. В Британии хотят, чтобы ритейл шел в город. Но это не годится для мебельного ритейла, особенно для крупного. Мы предпочитаем быть дальше от городского центра. Но получение разрешений занимает много времени. Правила есть правила», — сетует WSJ глава IKEA, добавляя, что с похожими препятствиями приходится сталкиваться в Испании. Валютные риски перевешивают коррупционные Ранее планы по развитию ритейлера скорректировала и коррупционная обстановка в России. В 2010 году директор по недвижимости Стефан Гросс и директор региона Центральная и Восточная Европа Пер Кауфман были отправлены в отставку после того, как стало известно, что менеджмент компании «ИКЕА Мос», владеющей недвижимостью шведского концерна в России, фактически одобрил взятку, чтобы подключить торговый центр «Мега Парнас» в сетям «Ленэнерго». Руководство IKEA признало, что региональное руководство закрыло глаза на случай выплаты взятки компанией-подрядчиком. В декабре основатель мебельного гиганта Ингвар Кампрад заявил, что концерн «сбился с курса» в России. После этого шведский ритейлер заявил, что не будет спешить с экспансией в Китае и других развивающихся странах, чтобы избежать повторения российских ошибок. Теперь исполнительный директор IKEA заявляет, что компания намерена нарастить производство на рынках России и Азии отчасти для того, чтобы сбалансировать валютную разницу. «Мы хотим выстроить валютную корзину, чтобы сбалансировать различные валюты, которыми мы оперируем, и добиться нейтралитета на уровне группы», — говорит Ольссон. Размещения производственных мощностей рядом с потребителями позволит сократить транспортные расходы и поддерживать цены на низком уровне, надеются в шведской компании. Сейчас примерно две трети производства IKEA сосредоточено в Европе, на этот регион приходится 80% продаж и 65% общего объема выручки группы. «Во всех местных розничных рынках IKEA предлагает потребителям фиксированные каталожные цены в местной валюте на 12 месяцев. Это в сочетании с разными источниками [финансирования] создает значительные коммерческие риски потенциальных убытков при изменении валютного курса для группы компаний IKEA, — приводит агентство Dow Jones слова финансового директора ритейлера Сорена Хансена. — Этот риск управляется среднесрочными программами хеджирования с использованием доступных финансовых инструментов риск-менеджмента». |