Инициатива Дмитрия Медведева поставит Собянина и Громова перед выбором: кто будет на первых ролях. Фото: РИА Новости Президент Медведев на экономическом форуме в Петербурге решил судьбу Москвы. «Чтобы улучшить развитие московского мегаполиса, для целей финансового центра и просто облегчить жизнь огромному числу людей может быть рассмотрен вопрос о расширении границ Москвы», — заявил в пятницу глава государства. Он пояснил, что речь идет о создании «столичного федерального округа». Цели объявлены благие: улучшение инфраструктуры региона и самой Москвы как будущего Международного финансового центра, обеспечение транспортной доступности, разгрузка столицы за счет переноса за ее границы «значительной доли административных функций федерального уровня и, соответственно, государственных учреждений». Позиция Владимира Путина по этому вопросу известна давно. В июле 2007 года в ранге президента страны он, выступая на заседании Мособлдумы, заявил: «Идея объединения [Москвы и Московской области] является личной инициативой людей, которые ее сначала выдвинули, а теперь активно будируют». Путин добавил тогда, что «создание внутри страны трудно управляемого монстра с годовым бюджетом свыше 800 миллиардов рублей малоперспективно». «Это частное проявление того, что еще есть какие-то внутренние проблемы власти. Медведев хочет показать себя как самостоятельный политик — вот это решение принимает. А Путин, исходя из своего же опыта централизации, которой он занимался все волевые годы, создавал эти административные округа, наверное, почувствовал, что это не самый идеальный способ», — говорит BFM.ru политолог Дмитрий Орешкин. Собянин поменял мнение Первым на заявление Дмитрия Медведева отреагировал столичный градоначальник. Сергей Собянин поспешил объяснить, что президент не имел в виду объединение Москвы и области. «Речь не идет об объединении области и города, — сказал мэр. — Здесь понятная задача перемещения федеральных государственных учреждений за пределы сегодняшней границы Москвы, и в этих целях расширение границы Москвы». По словам Собянина, нелишне было бы создать город-спутник Москвы. Но готово ли городской правительство покинуть столицу, московский мэр ответить затруднился. Кстати, еще два дня назад в интервью Reuters Сергей Собянин на вопрос о том, могла бы в отдаленной перспективе (5-15 лет) Московская область объединиться с Москвой, Собянин ответил отрицательно. «Не думаю, потому что это два слишком крупных региона. Управление такими регионами из одного центра было бы очень сложно». Он сказал, что Москва претендует на присоединение лишь одного участка подмосковной территории. «Это район Люберецких полей, у нас есть по этому поводу согласие с губернатором области, сейчас ведутся официальные процедуры по передаче этой территории городу Москве. Других проектов пока нет». Судя по всему, теперь они появились. И направление «удара», который Москва нанесет по зоне ответственности губернатора Бориса Громова, держится в секрете. Между тем, Мосгордума поддержала предложение о расширении границ Москвы, сообщил РИА «Новости» в пятницу спикер МГД Владимир Платонов. «Необходимость расширения границ столицы назрела уже давно, так как мегаполис выполняет большое количество функций», — сказал он. Заместитель мэра Москвы в столичном правительстве по вопросам экономической политики Андрей Шаронов отметил в беседе с BFM.ru, что идея расширения города прозвучала официально в первый раз. «Пока неясно, о какой конфигурации идет речь, но понятно, что президент решил это сделать. Очевидно, что как экономический агент город уже давно жил за пределами административных границ, и это обычная ситуация в мире тоже. Мы пытались строить отношения с Московской областью на основе гражданско-правовых, договорных отношений, теперь же произошел вот такой поворот событий», — заявил Шаронов специальному корреспонденту BFM.ru в Санкт-Петербурге. За и против Идея об объединении Москвы и Московской области в один субъект Федерации впервые была озвучена в 1999 году Сергеем Кириенко во время предвыборной борьбы за кресло столичного градоначальника. Его поддержал Борис Федоров, кандидат на пост губернатора Подмосковья. В 2003 году Николай Маслов, бывший в то время заместителем главы Госстроя, заявил о необходимости объединения генпланов застройки Москвы и области в единую федеральную программу. В октябре 2004 года губернатор Подмосковья Борис Громов высказался категорически против объединения Москвы и Московской области. По его словам, образовавшийся единый субъект федерации будет «монстром, которого ни с кем нельзя сравнить», так как сложение 350-миллиардного бюджета столицы со 100-миллиардным областным приведет к созданию неуправляемой структуры. К слову, Громов от этой точки зрения никогда не отказывался, а в октябре 2010 года он вздохнул с облегчением. Он верил в то, что отставка Юрия Лужкова поставила точку в спорах об объединении Москвы и Подмосковья. «Я думаю, что это исключено, потому что никто не пойдет на изменение Конституции. А в Конституции все четко сказано. Да и в законе про объединение тоже сказано все абсолютно четко», — сказал Громов. В 2005 году с идеей проведения референдума по объединению Москвы и области выступило люберецкое отделение Российской партии пенсионеров. В июне 2006 года в полемику включился тогдашний столичный мэр Юрий Лужков, который заявил, что объединение Москвы и Московской области в один регион — «вещь во многих отношениях полезная». Именно это заявление Лужкова заставило Путина раскритиковать идею объединения. Но реакция Путина-президента не помешала столичным мечтателям разрабатывать план слияния: так, в декабре 2007 года Мосгордума обсуждала Градостроительный кодекс Москвы с учетом выхода города за пределы МКАД. «Реальные границы агломерации простираются намного дальше линии МКАД, разделяющей Москву и область. И потом, у Москвы и Московской области единое водоснабжение, единая энергетика, все единое»,— объяснял тогда депутат Михаил Москвин-Тарханов. В сентябре 2008 года в программном интервью «Известиями» и «Российской газете» супруга экс-мэра и глава компании «Интеко» Елена Батурина предложила варианты объединения столицы и области. Кстати, один из них — «расширение границ Москвы как субъекта РФ до линии малого окружного кольца Подмосковья. Эта модель кажется привлекательной экспертам, полагающим, что полное объединение Москвы и области приведет к созданию слишком крупного экономического субъекта РФ и снизит и без того невысокую территориальную равномерность социально-экономического развития страны» — напоминает тот, о котором говорил сегодня президент Медведев. Но, по мнению Батуриной, «этот вариант, скорее всего, приведет к невозможности дальнейшего существования Московской области как отдельного субъекта РФ в новых территориальных рамках и потребует передачи остальных территорий Подмосковья соседним субъектам РФ — Смоленской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской областям». За объединение выступал в 2009 году и Сергей Миронов, занимавший тогда должность спикера Совета Федерации. В связи с этим он даже предлагал назначить Юрия Лужкова вице-премьером России. Николай Петров из Фонда Карнеги считает, что «это предложение Медведева носит очень общий характер, и оно никак не укладывается в рамки его собственного текущего президентского срока». «Мне кажется, что это вещь, реализация которой, даже если этой реализацией власть начнет заниматься, может растянуться на 10 лет и больше. Сама формулировка «расширения границы Москвы» позволяет реализовывать эту идею в очень разных вариантах. Это может быть прирезка Москве очередных кусков. Это может быть более широкое трактование московского столичного округа как не обязательно административной единицы, а как единицы планировочной и так далее», — говорит эксперт BFM. Надо сказать, что мысль Собянина о создании города-спутника тоже не нова. В 2009 году Институт социально-экономических проблем народонаселения даже разработал «Стратегию развития Москвы до 2025 года», которая предполагала интеграцию двух регионов в единое целое. В частности, «Стратегия» предлагала, начиная с 2016-го и до 2020 года, на федеральном уровне принять документы, определяющие статус городов-спутников, чтобы можно было начать в добровольном порядке переселять туда москвичей. Стоит напомнить, что в конце прошлого года Сергей Собянин всерьез обсуждал возможность переселения московских пенсионеров за пределы МКАД и даже в другие регионы. Попытка упростить систему управления Политолог Дмитрий Орешкин видит в предстоящих изменениях две составляющие. «Экономическое и социальное объединение де-факто происходит. Огромное количество людей живет под Москвой, а работает в городе. Транспортные сети объединяются, и система трудовых миграций объединяет единый комплекс, — говорит он BFM.ru . — Но ведь у нас говорят про административные объединения, а это совершенно другая история. Получается такой суперсубъект Федерации с численностью населения порядка 17-20 млн человек, что, например, равно населению всей Голландии. И при этом территория становится таким огромным пузырем, самым главным в России». По мнению эксперта, «гиперцентрализация — это довольно серьезная угроза, и в смысле политическом, потому что если вдруг начнутся какие-то конфликты, то это по существу страна в стране. А с другой стороны, чрезвычайно трудноуправляемая структура». Даже если конгломерация будет создана, все равно останется мэрии два крыла: одно крыло будет называться областным, другое — московским, предполагает Орешкин. Он отмечает, что мировая тенденция, скорее, идет к дроблению, к федерализации земель, дробление системы менеджмента эффективнее, чем укрупнение этой системы. «Путин пытался создавать федеральные округа, и ни к чему хорошему это не привело, потому что эти округа, как пятое колесо в телеге, — говорит Орешкин. — А хотели просто упростить систему управления, сделать десяток этих округов, чтобы легче было из центра командовать. Им кажется, что им будет легче командовать большой супер-Москвой, чем все время решать проблемы между Москвой и Московской областью. Боюсь, что это заблуждение. С точки зрения контроля, конечно, лучше одну систему управления, а с точки зрения развития — лучше, когда их побольше». Вполне возможно, что это согласованная позиция тандема «Я бы не сравнивал то, что говорится сейчас с тем, что могло говориться год или два назад, когда мэром Москвы был Лужков, и когда такого рода предложения автоматически означали усиление его полномочий. То, что сейчас мэром Москвы является Собянин, и он, по сути дела, завершает уже процесс переключения рычагов управления городом с уровня городского на уровень федеральный, означают, что та идея, которая озвучена Медведевым относительно столичного федерального округа, приобретает совсем другой смысл. Она не дает дополнительные полномочия и без того очень сильному на федеральном уровне политику, который выступал, скорее, оппонентом Кремля. Она, по сути дела, предлагает решение этой проблемы в системе централизованного государства с управлением этим столичным федеральным округом не изнутри, а, скорее, снаружи», — рассуждает Петров. Он отмечает, что предложение Медведева — это некая общая позиция федерального центра. Петров не исключает, что премьер-министр в новых обстоятельствах не станет мешать объединению. «Раньше это была ситуация, когда премьер-министр рассматривал всесильного или властного мэра Москвы Лужкова как своего естественного противника среди региональных лидеров. А теперь, когда ситуация резко изменилась, эта проблема может решаться принципиально в ином ключе — урезание самостоятельности Москвы и превращение ее в столичный федеральный округ, который, как это часто бывает в федеративных государствах, управляется со значительно урезанными по сравнению с другими субъектами Федерации полномочиями» Если подразумевается переключение управления столичным регионом на федеральный центр и уход Собянина готовится сейчас, а состоится перед президентскими выборами или сразу после них, то вполне логично, что та идея, которую сейчас озвучил Медведев, это план, который может быть реализован очень быстро, говорит политолог. По мнению Николая Петрова, через 2-3 месяца может быть принят специальный закон о столичном федеральном округе. По этому закону город получит дополнительные финансовые возможности и утратит значительную часть самостоятельности в решении городских проблем, то есть он превратится в столицу с ограниченной, по сравнению с другими субъектами Федерации, правомочностью. И тогда то, что сказал Медведев, может оказаться наиболее существенной частью его сегодняшнего выступления. Между тем, опрошенные BFM.ru жители Подмосковья и москвичи-дачники замерли в ожидании: все помнят историю выселения собственников из Имеретинской долины «в связи с необходимостью освободить земли для государственных нужд в ходе подготовки к проведению олимпийских игр 2014 года». Сергей Собянин в интервью «Вестям» обмолвился, что настроения жителей сейчас изучаются. Но планируется ли проводить референдум, мэр не сообщил. |