Фото: РИА Новости Правительство России может утвердить продажу части акций «Первой грузовой компании» и «Трансконтейнера» уже в июне. Об этом заявил вице-президент РЖД Салман Бабаев в кулуарах заседания бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Топ-менеджер подчеркнул, что на продажу будет выставлено только 75% – 2 акции «Первой грузовой компании» (ПГК), то есть РЖД не планирует полностью выходить из капитала перевозчика. Ранее министр транспорта Игорь Левитин заявлял, что эта позиция согласована с другим регулятором — Минэкономразвития. Президент РЖД Владимир Якунин в свою очередь заявлял, что у компании нет необходимости полностью откуда-то выходить. Решение по размеру продаваемой доли должно зависеть от потребности РЖД в инвестресурсах и от того, эффективно ли сохранять за собой блокпакет. Правда, в начале июня в СМИ появлялась информация о том, что РЖД может продать все 100% капитала ПГК. А вчера, 7 июня, помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что правительство планирует в ближайшее время провести дополнительное обсуждение приватизации ПГК. «Главное, чтобы государственная монополия просто не перешла в частную без каких-либо изменений в характере рынка. Способы приватизации могут быть самыми разными. Сейчас бы я не исключал ничего», — отметил он. ОАО «Первая грузовая компания» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». «Первая грузовая компания» обладает крупнейшим парком вагонов в России объемом 243 862 штук. Объем перевозки грузов в 2010 году составил 302,3 млн тонн. Выручка компании по итогам 2010 года по МСФО составила 75,6 млрд рублей, чистая прибыль — 4,4 млрд рублей. Участвовать в аукционе по ПГК может российская компания, которая не является госкорпорацией и имеет безубыточные итоги деятельности. Кроме того, претендент должен иметь в парке не менее 10-15 тысяч вагонов. Стартовая цена определена независимым оценщиком KPMG в размере 115,5 млрд рублей. Президент РЖД Владимир Якунин говорил, что претендовать на покупку ПГК может не менее шести компаний. Об интересе к ПГК уже заявили «Независимая транспортная компания» Владимира Лисина, «Трансойл» Геннадия Тимченко, Globaltrans, «НефтеТрансСервис» и «Сумма Капитал». Пакет «Трансконтейнера» оценили в 10,7 млрд рублей В ближайших планах РЖД продажа части капитала и другой «дочки» — «Трансконтейнера». Согласно решению совета директоров РЖД, в этом году планируется продать 25% +1 акцию «дочки» на открытом аукционе. Предлагаемый пакет оценен в 10,7 млрд рублей. Организатором аукциона выступит Транскредитбанк. Судьбу оставшегося у РЖД пакета «ТрансКонтейнера» планируется решить позже. ОАО «ТрансКонтейнер» создано в 2006 году в рамках реформы ОАО «Российские Железные Дороги» «ТрансКонтейнер» — крупнейший российский оператор контейнерных перевозок. Парк насчитывал 23700 железнодорожных платформ, более 40,6 тыс. крупнотоннажных и 116 тыс. среднетоннажных контейнеров. По итогам 2010 года объем перевозок контейнеров по железной дороге составили 1 202 тыс. ДФЭ, объем переработки контейнеров на терминалах — 1599 тыс. ДФЭ. Годовая выручка компании по МСФО составила 22,8 млрд рублей, чистая прибыль — 0,935 млрд рублей. Отметим, до этого о желании получить контроль в «Трансконтейнере» заявляла группа FESCO, входящая в холдинг «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова. Сейчас FESCO уже контролирует 12,5% акций контейнерного перевозчика.О возможном интересе к активу заявлял и Globaltrans. Вопрос о продаже акций «Второй грузовой компании» в 2012 году не рассматривается. РЖД нужны деньги на развитие В декабре 2010 года РЖД представили расчеты грузотарифа по действующей методике, в соответствии с которой его рост на 2012 год должен составить 23%, или же компании необходима компенсация выпадающих доходов в размере 147 млрд рублей. По данной методике, пояснял президент РЖД Владимир Якунин, рассчитан тот рост тарифа, который должен обеспечить минимальную инвестпрограмму и программу капремонта. Однако в апреле текущего года премьер-министр Владимир Путин поручил профильным ведомствам уточнить параметры тарифов на услуги естественных монополий на ближайшие три года таким образом, чтобы они не превышали уровня запланированной инфляции. На 2012 год это в пределах 5-6%. Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков связывает намерение РЖД в кратчайшие сроки выйти из капитала «дочек» с необходимостью найти средства на реализацию собственной инвестиционной программы. «Правительство не поддержало идею масштабного повышения тарифов монополии в следующем году, и теперь компания ради получения средств продает непрофильные активы», — заключает эксперт. Отметим, продажа доли в «Первой грузовой компании» — не единственный способ, с помощью которого РЖД заработали на своей «дочке». Ранее ПГК объявила о намерении выплатить головной компании 10 млрд рублей дивидендов, или 84% прибыли по РСБУ за 2010 год. Прежде компания не была столь щедрой: в 2007 и 2008 гг. оператор отдал РЖД лишь 10% прибыли (83 млн и 767 млн рублей соответственно), а в 2009 — лишь 5,4% прибыли (115,5 млн рублей). |