Фото: РИА Новости Столичный аэропорт «Домодедово» официально объявил о намерении провести публичное размещение акций. В качестве площадки для IPO выбрана Лондонская фондовая биржа. Бумаги будут размещаться в форме депозитарных расписок. Организатором IPO станет Goldman Sachs, соорганизаторы — J.P.Morgan, Morgan Stanley и Citigroup. ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово» основано в 1992 году на базе одноименного комплекса активов. Базой аэропорта являются две взлётно-посадочные полосы, параллельные друг другу. В состав аэропорта так же входят аэровокзал, топливный и грузовые комплексы, службы обслуживания и управления воздушных судов и сопутствующей инфраструктурой. По данным агентства Reuters, в ходе первичного размещения может быть продано до 20% существующих акций. По словам источника, близкого к компании, объем привлечения, на который рассчитывает менеджмент, составляет от 700 млн до 1 млрд долларов. При этом оценки организаторов находятся при этом в очень широком диапазоне. В частности, Goldman Sachs оценивает компанию в 3,5-7,5 млрд долларов, исходя из мультипликатора EV/EBITDA 6,8 – 17,6. Эмитентом бумаг выступит DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн. А продавцом бумаг станет оффшор Alamo Limited, через который председатель совета директоров и бенефициар Дмитрий Каменщик контролирует головную компанию аэропорта. Премаркетинг IPO «Домодедово» стартует 19 мая, а начало road-show ожидается на неделе, начинающейся 30 мая. Накануне пресс-служба компании сообщила, что на сегодняшний момент её контролирующим акционером является Дмитрий Каменщик. Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров аэропорта. По данным Forbes, занимает 86-е место в списке российских миллиардеров. Его состояние оценивается в 1,1 млрд долларов. Отметим, заявление о раскрытии своего бенефициара ЗАО «Домодедово» сделало лишь несколько часов спустя после выступления заместителя генпрокурора России Александра Буксмана в Госдуме. «Мы так и не нашли ту самую «последнюю матрешку», которая могла бы показать собственника аэропорта «Домодедово». Сегодня все устроено так, что руководят работой аэропорта из оффшоров», — признал чиновник. Ранее Счетная палата РФ заявляла, что реальным владельцем «Домодедово» является кипрская компания «Асьенда инвестментс лимитед», под управлением которой находятся 322 объекта недвижимости и инфраструктуры аэропорта. Факт собственности был установлен по результатам проверки, сообщала СП 3 мая. Наиболее вероятно, что средства от размещения аэропорт направит на собственное развитие. Уже сейчас «Домодедово» является крупнейшим отечественным аэропортом. Из Домодедово выполняют регулярные рейсы 77 авиакомпаний: 29 российских, 36 зарубежных, и 12 стран СНГ. Для сравнения: в «Шереметьево» базируется лишь 45 авиакомпаний а во «Внуково»— 23. Общий пассажиропоток в «Домодедово» в 2010 году составил 22,25 млн человек. Менеджмент аэропорта рассчитывает, что до 2020 года он вырастет до 52,4 млн человек. Одновременно, «Домодедово» — одна из самых финансово эффективных компаний в отрасли. По итогам прошлого года консолидированная выручка выросла по сравнению с 2009 годом на 21,6% и составила 29,676 млрд рублей, скорректированный показатель EBITDA увеличился в 1,6 раза, достигнув 12,735 млрд рублей. Таким образом, рентабельность компании по EBITDA составляет почти 43%. Это вполне сравнимо с уровнями лондонского Heathrow или парижского Aeroports de Paris, маржа которых составляет 47,2% и 33,8% соответственно. По мнению аналитика ФК «Открытие» Игоря Краевского, сильные финансовые показатели способны привлечь внимание зарубежных фондов, но определяющим фактором при размещении будет запрашиваемая акционером цена. «Прокуратура и другие госорганы неоднократно высказывали претензии к компании, что дает инвесторам повод для требования дисконта при оценке актива. Если стоимость компании покажется инвесторам завышенной, то, учитывая, что в этом году уже семь российских компаний отказались от IPO, можно ожидать, что размещение вообще может не состояться», — указывает он. Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков оценивает компанию в 4-5 млрд долларов. Подобная оценка предполагает 30%-й дисконт к средней оценке зарубежных аэропортов. Сейчас на отечественном фондовом рынке нет прямых аналогов «Домодедово», акции отдельных региональных аэропортов торгуются на внебиржевом рынке, но они не слишком ликвидны, а бизнес не обладает масштабом, интересным для инвесторов. «Наиболее близким аналогом и по механизму, и по положению на рынке будет Новороссийский морской торговый порт. Бизнес обеих компаний направлен на обслуживание проходящего трафика, и оба игрока являются национальными лидерами в своих сегментах, значительно опережая конкурентов. Сейчас акции НМТП торгуются исходя из оценки 8 EV/EBITDA и схожий мультипликатор может быть применим и для оценки «Домодедово», — считает Рожков. По словам Краевского, если менеджмент действительно намерен направить большую часть средств от размещения на развитие компании, то «Домодедово» может пойти на частное размещение, когда акции будут проданы небольшой группе фондов. |