Московские рынки делят под «Боржоми»

Московские рынки делят под «Боржоми»

Российская санитарная служба все еще рассматривает вопрос о приостановлении работы Дорогомиловского и Черемушкинского рынков Москвы из-за нелегальной торговли грузинской минеральной водой «Боржоми».

Впервые о возможном приостановлении работы этих столичных рынков руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил еще 21 апреля. Сами торговцы категорически отрицали факт торговли контрафактом из Грузии.

Напомним, в России действует запрет на ввоз минеральной воды из Грузии. Его ввели в 2006 году из-за претензий к качеству продукта.

Лицензия на производство минеральной воды «Боржоми» принадлежит комапнии IDS Group, которая владеет заводами в грузинском Боржоми, а также заводами минеральных вод на Украине. Основные марки — Borjomi («Боржоми»), «Трускавецкая» и «Моршинская». В 2009 году компания занимала около 25% украинского рынка минеральной воды и примерно 60% грузинского.

Как следует из сообщения, размещенного на сайте Роспотребнадзора 4 мая, «в настоящее время решается вопрос о направлении дел об административных правонарушениях для рассмотрения в суд с целью приостановления деятельности Дорогомиловского и Черемушкинского рынков».

Также говорится о том, что проверка на рынках была проведена «по обращениям жителей города Москвы на наличие в продаже запрещенной к ввозу и реализации на территории РФ минеральной воды «Боржоми».

В отношении ООО «Новые бизнес системы и технологии», которая является управляющей компанией Дорогомиловского рынка, уже вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Против УК Черемушинского рынка, ООО «Салют», возбуждено административное производство, которое также должно обернуться денежным взысканием.

Будут ли действительно закрыты Дорогомиловский и Черемушинский рынки, зависит от истинных причин, которые побудили Онищенко вновь вернуться к этой теме, отмечают эксперты.

Все под крышу

Надо сказать, что московские власти взяли курс на борьбу с колхозными рынками еще несколько лет назад: при Лужкове число мелких рынков сократилось на 60%.

А в 2006 году вышел федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», согласно которому к 1 января 2012 года все универсальные рынки должны быть переведены под крышу объектов капитального строительства. Перевод «под крышу» удобен властям, потому что так будет удобнее контролировать ценовую политику, сбор налогов, порядок и качество продукции. О том, что на капитальных рынках цены выше, и это бьет по кошелькам потребителей, никто не задумался.

Москвичи якобы перестали доверять колхозным рынкам, следует из опроса, проведенного в феврале этого года Департаментом торговли и услуг Москвы. По их данным, 49,2% респондентов почти никогда не покупают товар на колхозных рынках. Ещё 27,8% выбрали вариант ответа «редко». Качество товаров, представленных на рынках, вызывает сомнение у 41,2% жителей города. Как указывают в департаменте, «слишком низкие цены не вызывают доверия горожан и не являются определяющим фактором для принятия решения в пользу совершения покупок на рынках». Так, по данным чиновников, 36,4% опрошенных относительно идеи замены рынков на торговые комплексы отметили, что у этого есть свои плюсы и минусы, а 31,3% поддержали идею замены рынков на торговые комплексы, поскольку это современный формат торговли.

Бизнес на столичных рынках весьма непрозрачен, и новая городская власть хочет в этом разобраться. Любопытно, что в марте этого года Департамент имущества Москвы объявил конкурс на проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности 11 основных московских рынков. Стоимость контракта составляет 2,4 млн рублей.

Будут проверены Выхинский, Даниловский, Коптевский, Кунцевский, Северный, Царицынский, Лефортовский, Люблинский, Преображенский и Рижский рынки, а также ОАО «Мосрегионторг». Таким образом, ни Дорогомиловский, ни Черемушкинский рынки в этом списке не фигурируют.

И это при том, что Дорогомиловский рынок — едва ли не самый популярный в Москве. Законодателем рыночной торговли он стал с 1999 года — именно тогда на рынок начали приезжать московские рестораторы для покупки продуктов: свежего мяса, овощей, рыбы. Рынок получил статус «негласного» гастрономического бутика. А в апреле 2009 года в Барвиха Luxury Village был открыт филиал Дорогомиловского.

Однако с рынком связан и ряд скандалов. На складах рядом с Дорогомиловским находили тонны протухшего мяса, а с прилавков изымали несвежую осетрину и игру. Последний такой громкий случай произошел в марте прошлого года. Однако после того случая никто, даже Геннадий Онищенко, о закрытии рынка не говорил.

Что же касается Черемушкинского рынка, то о его реконструкции говорят без малого десять лет: решение о строительстве нового рынка на месте старого было принято властями российской столицы еще в 2001 году. Планировалось, что рынок будет перестроен к 2007 году.

Шесть лет спустя дирекция рынка закрыла его под предлогом санитарной обработки. Позже объявили, что рынок снесут, причем направленным взрывом, однако потом его стали неспешно разбирать, объясняя это просьбами жителей. На его месте планировалось построить «дом-телевизор» —многофункциональный 27-этажный комплекс, гостиницу и парковку на 1700 машиномест. Но из-за кризиса возведение нового здания пришлось отложить.

Позже, столичные власти и вовсе приняли решение вновь открыть Черемушкинский рынок. Там был проведен монтаж холодильного оборудования, после чего здание снова начало принимать покупателей. При этом территория рынка очень привлекательна для коммерческой недвижимости. Ведь исторически рынок возникал на пересечении переходных и транспортных потоков, плюс к этому можно добавить сложившийся круг клиентов — а значит, что бы ни построили на этом месте, спрос арендаторов и покупателей обеспечен.

Новые хозяева ищут собственность

Председатель всероссийского объединения «За честный рынок» Илья Хандриков уверен, что история с обнаружением нелегального «Боржоми» на Дорогомиловском и Черемушкинском рынках является лишь поводом, но никак не основной причиной возможного принятия решения о закрытии этих рынков.

«Вместо этого можно придумать что-нибудь еще. Например, речь может идти о разливных винах, в том числе из Грузии, которые также можно купить на этих рынках. Впрочем, не только на них. Можно придраться к любому фонарному столбу, ведь мы отлично знаем, что когда нужно, наши чиновники умудряются заблокировать и закрыть все, что угодно. Поэтому в данном случае речь, скорее всего, идет о переделе собственности», — рассказал Хандриков.

«Как только наш мэр заявил о том, что надо навести порядок на рынках, в мелкой рознице, тут же чиновники этим воспользовались. По некоторым слухам, управляющим компаниям (хозяевам рынков) было предложено заплатить некоторые суммы, до миллиона долларов. Не всем, конечно, но тем, кого можно было «подоить». И я думаю, что эти слухи не на пустом месте», — сказал председатель всероссийского объединения «За честный рынок».

Начальник Департамента международного сотрудничества МОО «Комитет по борьбе с коррупцией», экс-депутат Мосгордумы Ирина Рукина согласна, что в данной ситуации речь идет о переделе собственности. «Все рынки крышуются. Там такой крутой замес, что все, что происходит на рынках, никогда не бывает случайным», — рассказала она.

«Я с 1993 года на протяжении 12 лет была депутатом Мосгордумы, и что такое рынки знаю не понаслышке. Когда я стала депутатом, в Москве их было порядка 240. Они создавались очень быстро, так как это невероятно рентабельная вещь — прибыль составляет где-то порядка тысячи процентов. Поэтому все рынки крышевались чиновниками, правоохранительными органами, бандитами, различными диаспорами. Причем рынки, собственно, и создавались, для распродажи контрабандных товаров. Сейчас криминальный аспект несколько изменился, стал другим, не таким, как в начале 90-х. Сказывается, что все-таки появились какие-то правовые механизмы. Ситуация определенным образом стала меняться и после закрытия Черкизовского рынка. Стало понятно, что беспредел в такой форме больше не допустят», — рассказала Рукина.

При этом экс-депутат Мосгордумы уверена, что ситуация, сложившаяся вокруг Дорогомиловского и Черемушкинского рынков, на 100% связана со сменой московского правительства. «Когда меняется власть и уходят те, кто осуществлял протекцию и получал с этого прибыль, приходят другие, у которых появляется желание сменить управляющую компанию, потому что все происходит через нее. Новые власти могут это сделать, потому что у них есть нужные рычаги. Любым путем, но они этого добьются, даже через закрытие — лучше пусть вообще не будет. В удачном случае они берут контроль над этим рынком», — пояснила Рукина.

С грузинским акцентом

В 2006 году Онищенко запретил ввоз в Россию не только этой минералки, но молдавских и грузинских вин. Эксперты Роспотребнадзора обнаружили в них ряд вредных примесей, в том числе пестицид ДДТ. В свою очередь, в Грузии и Молдавии заявляют, что запрет был введен исключительно по политическим мотивам.

Про «Боржоми» в России не слышали уже около двух лет. А пару недель назад Геннадий Онищенко заявил, что «Объемы ввозимой продукции [«Боржоми»] в Москву и регионы носят вполне промышленный характер. Расследованием установлено, что эта продукция проникает на территорию РФ из Белоруссии, имея акцизные марки, с указанием импортера — ООО «Классические вина», Республика Белоруссия, город Минск».

Компания «Классические вина» отреагировала на слова Онищенко практически немедленно, отвергнув все обвинения в незаконных поставках грузинской минеральной воды в Россию. «За пределы Белоруссии нашей компанией не было и не будет отгружено ни одной бутылки «Боржоми». Мы работаем исключительно на внутреннем рынке Белоруссии», — заявлял управляющий компанией Валерий Навротский.

Между тем, по одной из версий, поставки нелегальной минералки в Москву наладил коммерческий директор Черемушкинского рынка, который является уроженцем Грузии. Он же, говорят, поставлял «Боржоми» и на Дорогомиловский рынок столицы, за что и был уволен.

Наблюдатели отмечают, что скандал с «Боржоми» совпал по времени с очередным раундом переговоров России и Грузии по вступлению в ВТО. В Тбилиси ранее неоднократно заявляли, что Россия для вступления в ВТО должна заключить соглашение с Грузией относительно таможенного контроля на ее границах. Речь идет о таможенных постах в Южной Осетии и Абхазии, которые Тбилиси считает «оккупированными Россией грузинскими территориями». Грузия указывает, что, поскольку данные таможенные посты находятся в глубине контролируемой Россией территории, Тбилиси не имеет возможности контролировать потоки товаров на своей северной границе. Эксперты не исключают, что заявления главы Роспотребнадзора — попытка в очередной раз продемонстрировать соседям силу в торговой войне.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей