Счетная палата РФ сумела выявить истинного владельца «Домодедово». Им является кипрская компания «Асьенда инвестментс лимитед», под управлением которой находятся 322 объекта недвижимости и инфраструктуры аэропорта. Факт собственности был установлен по результатам проверки, сообщает СП 3 мая. В сообщении аудитора отмечается, что иностранная компания стала собственником аэропорта из-за пробела в законодательстве: вопросы правового статуса и режима международных аэропортов федерального значения действующим законодательством РФ не регулируются. Счетной палате удалось не только найти конечного бенефициара компании, но и вынести свои суждения относительно эффективности «контроля со стороны Росавиации и Росимущества по использованию федеральных средств и федеральной собственности в аэропортах». По мнению аудиторов, данный контроль носит формальный характер. В частности, Росавиацией не обеспечено эффективное выполнение полномочий собственника в отношении федерального имущества. В качестве подтверждения аудиторы ссылаются на отрицательные финансовые показатели ФГУП «Администрация аэропорта «Домодедово» за 2008 и 2009 годы. Более того, ФГУП оказалось должником ЗАО «Международный аэропорт Домодедово»: задолженность государственного предприятия перед коммерческим составляет 977 млн рублей. Сергей Извольский, советник руководителя Росавиации, отказался комментировать выводы Счетной палаты о неэффективном контроле ведомства в отношении аэропорта «Домодедово», сославшись на отсутствие официальных материалов от проверяющих. ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово» основано в 1992 году на базе одноименного комплекса активов. Домодедово — крупнейший аэропорт России. Общий пассажиропоток в 2010 году составил 22,25 млн человек. Из Домодедово выполняют регулярные рейсы 77 авиакомпаний: 29 российских, 36 зарубежных, и 12 стран СНГ, полеты выполняются по 241 внутреннему и международному направлениям. По итогам 2010 года, по данным газеты «Ведомости», консолидированная выручка группы составила 29,98 млрд рублей, чистая прибыль — 7,69 млрд рублей. Найти и обезглавить Вопрос о конечных собственниках «Домодедово» был поставлен руководством страны в конце января, после теракта, унесшего жизни 37 человек. Тогда же президент Медведев потребовал от генпрокурора Юрия Чайки найти «неэффективных собственников». В феврале Чайка отрапортовал президенту, что общался с собственниками аэропорта — СМИ предположили, что он имел в виду Дмитрия Каменщика и Валерия Когана. Дело в том, что «Домодедово» последний раз раскрыло структуру собственности в 2005 году. На тот момент головной компанией группы был офшор FML Ltd, учрежденный гражданами острова Мэн Джейн Петерс (63,7%) и Шоном Каирнсу(36,3%). Параллельно считалось, что они являются лишь номинальными держателями бумаг, а реальные — председатель совета директоров Дмитрий Каменщик (номер 86 в списке Forbes 2011 года) и председатель наблюдательного совета группы East Line Валерий Коган (на 47-й строке рейтинга с состоянием в 2 млрд долларов). Вероятно, президента февральский доклад Чайки не удовлетворил, и Генпрокуратура продолжила поиск реальных собственников аэропорта, который, кстати, платит государству ежедневно 1 млн долларов в виде налогов. В итоге, 30 апреля Генпрокуратура заявила о невозможности обнаружить реальных собственников «Домодедово», подчеркнув, что такая ситуация недопустима. Чтобы избежать подобных коллизий в дальнейшем Генпрокуратура обратилась к Минтрансу с предложением разработать законопроект о запрете участия иностранцев в управлении стратегическими транспортными предприятиями. По данным информационных агентств, ведомство Чайки также выступило с инициативой внесения изменений в правила сертификации аэропортов, предусматривающих обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках. Однако заместитель начальника отдела пресс-службы Минтранса Любовь Бритвина сообщила, что министерство еще не получало никаких предложений от Генпрокуратуры. В ответ представители аэропорта заявили, что «структура владения «Домодедово» типична для российских холдинговых компаний и в полной мере соответствует законодательству России». Схожего мнения придерживается и глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. «В текущей структуре управления нет ничего противозаконного, противоестественного, и такая схема имеет полное право на существование. Большое количество аэропортов и холдинговых структур имеет бенефициаров, расположенных в офшорах», — говорит эксперт. При этом, по словам эксперта, логику следует искать не в структуре собственности компании, а в последовательности негативных событий вокруг нее: «возникает ощущение, что все негативные события вокруг аэропорта, подогреваемые заявлениями чиновников, указывают на намерение пока не раскрывших себя структур, прибрать актив к рукам». «Нормальным» использование офшоров считает и заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов. «Большинство крупных и крупнейших российских предпринимателей используют офшоры, но не скрываются за ними. ФАС России располагает информацией о реальных владельцах, которая, как правило, является конфиденциальной», — заявил Цыганов. |