Объем продаж новых автомобилей в России в октябре снизился на 9,9 процента относительно октября прошлого года и составил 211 тысяч единиц. Такие данные приводятся в отчете Ассоциации европейского бизнеса. Традиционные фавориты продаж Kia, Renault и Hyundai снижают объемы реализованных автомобилей. Из пятерки наиболее продаваемых брендов лишь Lada прибавила 1 процент к прошлогодним показателям. Ford, некогда бывший лидером российского рынка, по итогам 10 месяцев 2014 года потерял 41 процент, опустившись на 12-е место. По данным аналитиков АЕБ, это самое серьезное снижение среди заметных игроков. Всего 2 процента отделяют от него Peugeot. Бюджетные Geely и Daewoo снизились на 34 и 32 процента соответственно. Испанский Seat, входящий в концерн Volkswagen, вообще решил покинуть российский рынок. Значительные потери зафиксированы у Chevrolet — объемы продаж этой марки уже в июне сократились практически в два раза. Существенным негативным фактором, влияющим на спрос со стороны покупателей является массовое подорожание автомобилей — только за первые дни ноября в России подорожали автомобили 24 марок. И если стоимость отдельных комплектаций, например, Range Rover выросла несущественно — на 0,1-0,3 процента, то стоящий с ним в одной ценовой категории Infiniti QX80 подорожал на 9,9-10,2 процента, а Chevrolet Tahoe в зависимости от комплектации прибавил от 18,6 до 19,2 процента. Тем не менее, некоторые марки демонстрируют рост, на общем негативном фоне. Так Porshe увеличил свои продажи за 10 месяцев 2014 года на 29 процентов, Lexus — на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, Mercedes-Benz на 12 процентов. Рост продаж Toyota за указанный период составил 2,1 процента. Другой полюс роста — бюджетные автомобили. Абсолютным рекордсменом роста в этой категории стал УАЗ, увеличивший свои продажи на 75 процентов. Skoda увеличила продажи на 5 процентов, а Mitsubishi — на 1 процент. По мнению большинства экспертов, держаться на плаву отечественному рынку во многом позволяет программа утилизации старых автомобилей. Она возобновлена с 1 сентября 2014 года и несколько отличается от программы 2010-2011 годов. Однако логика действий не изменилась — сдав в утиль старый автомобиль, его владелец получает скидку на приобретение нового. Такая господдержка идет на пользу производителям преимущественно недорогих машин вроде той же Lada, но оказывает заметное позитивное влияние на весь рынок. По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, причиной относительного улучшения ситуации на рыке в некоторых его сегментах является дополняющие друг друга положительный эффект от программы утилизации, поддерживающей продажи автомобилей российского производства, и резкое ослабление курса рубля, кратковременно повысившее спрос на автомобили импортного производства. «Стимулирующий эффект этих двух факторов является временным, но в настоящий момент несет в себе достаточный потенциал для улучшения статистики продаж», — считает Йорг Шрайбер. |