На таможне в порту Владивостока скопилось уже почти 50 японских автомобилей, у которых повышен радиационный фон. 47 из них — легковые автомобили, один погрузчик и один грузовой микроавтобус. Сейчас они находятся на складе временного хранения, и до сих пор пока не принято решение, как с ними поступать: работники таможни без заключения экспертов не имеют права отправлять автомобили обратно. По данным Дальневосточного таможенного управления, превышение радиационного фона по гамма-излучению над естественным у этих авто колеблется от двух до шести раз. Также в машинах обнаружено поверхностное загрязнение бета-активными радионуклидами от 20 до 50 частиц на квадратный сантиметр в минуту, а на некоторых — до 100 и более. Начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Дальневосточного управления Роман Фанин уверен, что эти автомобили представляют опасность для человека. По его словам, частицы могут проникнуть в человеческий организм и на расстоянии — воздушным путем. В настоящее время все автомобили изолированы посредством лишь небольшого ограждения. Судьбу зараженных машин должен решить Роспотребнадзор, однако с выводами в ведомстве не торопятся. «Утилизировать их мы не можем. Потому что для этого их нужно вывозить за территорию таможенного контроля. А радиоактивный груз в страну ввозить запрещено. Потому ждем предписания Роспотребнадзора — отвозить их обратно или признать пригодными для пользования», — говорит Фанин. Сергей Лопунов, директор по производству ОАО «Владивостокский морской торговый порт» в свою очередь сообщил, что каждый день в дальневосточный порт привозят около 300 автомобилей. «Определенный процент из них зараженный. Все они остаются здесь. И скоро получится так, что не хватит места для нормального груза», — сказал Лопунов. По его словам, Роспотребнадзор не предлагает вариантов разрешения создавшейся ситуации. Ее осложняет и тот факт, что какие-либо инструкции по проверке машин при погрузке еще в Японии отсутствуют. «Мы уже подали жалобу на бездействие Роспотребнадзора в Приморскую транспортную прокуратуру, готовим обращение в прокуратуру Приморья. Таможня должна получить конкретные указания — выпустить эти машины в свободное обращение, либо заставить грузополучателя или транспортную компанию вернуть автомобили туда, откуда они прибыли», — заявил Лопунов. Кто должен платить за дезактивацию «Власти Владивостокского морского порта, где скопились автомобили из Японии с повышенным фоном радиации, должны провести дезактивацию машин за счет фирм, либо физических лиц, которые ввозили эти автомобили в Россию», — считает глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Он отметил, что в случае успеха проведенной процедуры, автомобиль может быть пропущен на территорию страны. По словам Онищенко, в противном случае должен ставиться вопрос о вывозе машины обратно на территорию Японии. Таким образом, вполне вероятно, кто-нибудь из наших соотечественников в дальнейшем приобретет «вылеченную» от радиации машину. Будет фиксироваться «история болезни» автомобиля в его документах или нет, главный санитарный врач не уточнил. «Пока мы никаких гарантий не получили, и нам не понятен порядок выпуска такой продукции в Японии, хотя ранее давались заверения, что ни один автомобиль, ни один продукт не выйдет из страны, если он будет контаминирован радионуклидами», — сказал Онищенко. Между тем, владельцы зараженных «японок» во Владивостоке отказываются от их отчистки, поскольку это дорогостоящая процедура. «Очистить машины возможно, но есть пределы разумности. Дезактивация личного автомобиля по стоимости может в разы превышать цену машины», — рассказал Иван Скогорев, генеральный директор компании «Примтехнополис», которая занимается утилизацией опасных грузов в Приморье, в том числе радиоактивных. Проводить дезактивацию ввезенных из Японии в Приморье автомобилей, у которых выявлено превышение радиационного фона, нецелесообразно, поскольку металлические поверхности плохо поддаются очистке, согласен начальник службы радиационной безопасности этой компании Виталий Алданов. «Дезактивация — процесс достаточно дорогой, кроме того, встает проблема, куда девать радиоактивные отходы. Согласно действующим в РФ нормам радиационной безопасности, поверхностное загрязнение радиоактивными веществами в быту не допускается», — добавил он. Новые авто из Японии доберутся до России летом Директор autodealer.ru Олег Дацкив считает, что автомобили, выпущенные в Японии после 11 марта, приедут в Россию только летом, так как логистика занимает 2-3 месяца. Он также рассказал, что задержанная в порту Владивостока партия из 49 машин, которая загрязнена радиацией, является либо серой, либо их вывезли физические лица. Дацкив также рассказал «Ведомостям», что из-за разрушений в Японии может возникнуть временный дефицит машин, но на продажи этот факт повлияет незначительно. Он сообщил, что на фоне всеобщей тревожности по поводу радиации некоторые автодилеры закупили в салоны дозиметры. Напомним, после разрушительного землетрясения 11 марта и последовавшего за ним цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла серия аварий и взрывов, вызванных выходом из строя системы охлаждения. На АЭС было зафиксировано несколько утечек радиации. Позднее стала появляться информация об обнаружении в ряде районов Японии радиоактивных элементов, в частности, изотопов йода и цезия, в воздухе, морской и питьевой воде, а также в продуктах питания. |