В четверг, 7 апреля, в Москве радиостанция BusinessFM и портал BFM.ru провели совместную конференцию «Современный бизнес в России». Наиболее обсуждаемой стала тема о перспективах производства в РФ в контексте предстоящего вступления России в ВТО. Напомним, переговоры о вступлении в ВТО Россия ведет уже второй десяток лет. Москва надеется завершить процесс к середине лета 2011 года. На сегодняшний день единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО, остается Грузия. В конце января этого года глава ВТО Паскаль Лами заявлял, что у России есть шансы вступить в организацию в текущем году. «Впервые за те примерно 10 лет, что я занимаюсь вопросами вступления России в ВТО, я действительно верю, что возможность присоединения России к ВТО реальна», — сказал он. Ведущий научный сотрудник Института торговой политики Алексей Портанский сегодня напомнил, что в 2009 году Россия была как никогда близка к тому, чтобы вступить в ВТО, однако затем планы правительства РФ изменились. Постфактум представители власти заявляли, что невступление было удачным шагом — поскольку, будучи членом ВТО, Россия пережила бы кризис значительно хуже. По мнению Портанского, сейчас процесс вступления в ВТО тоже затягивается. Однако, уверен он, главная причина кроется не в позиции Грузии, которая выступает против присоединения России к организации. Эксперт считает, что это связано с тем, что основной документ, регулирующий вступление России в ВТО, был существенно изменен, и, по сути, требуется новый. «Этот документ назывался «Доклад рабочей группы по присоединению России к ВТО». Он готовился с 2003 года. Там отражен торгово-политический режим страны, которая присоединяется. Но у нас этот режим изменился в связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, потому что мы приняли целый ряд документов. Поэтому нам партнеры сказали: «Господа, смотрите, у вас этот документ уже был готов, мы готовы бы были вас принимать. А теперь у вас все поменялось», — рассказал эксперт. По словам Портанского, из 42 разделов доклада 30 подлежат переработке. То есть в начале июня 2009 года этот документ был практически готов, а с сентября 2010 наша делегация вынуждена была снова вести переговоры с ВТО о согласовании практически трех четвертей этого доклада в связи с присоединением к Таможенному союзу. «Это иллюстрация к тому, как оценивать усилия государства по присоединению к ВТО, насколько последовательно оно было в течение всего периода присоединения», — иронично заметил Алексей Портанский. «Нас там просто разорвут» Представителей отечественного бизнеса перспектива вступления в ВТО не радует. Вице-президент «Росптицсоюза», сенатор Сергей Лисовский уверен, что «никакой экономики в присоединении России к ВТО нет, это чистая политика». При этом он пессимистично оценивает будущее российских производителей в рамках ВТО: «Нас там просто разорвут. У нас решения о господдержке того или иного сектора экономики принимаются годами, в то время как действовать нужно очень быстро. Наша система слишком неповоротлива, а чиновники не умеют эффективно работать. Да и чиновниками их назвать сложно — так, царедворцы ленивые», — сказал Лисовский. В качестве примера неповоротливости бюрократической машины он напомнил: «Когда в 2008 году был кризис, и цена на пшеницу выросла в три раза в течение трех-четырех месяцев, ЕС в течение недели принял решение о дотациях своим фермерам. В течение следующей недели фермеры эти деньги получили. Мы же начали говорить об этом в октябре 2008 года, дотации в мизерном количестве, несопоставимом со странами ЕС, мы получили лишь через год — в декабре 2009». Он твердо убежден, что вступление в ВТО «будет концом всей нашей промышленности». Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, согласен, что экономических мотивов у России при вступлении в ВТО значительно меньше, чем политических. При этом эксперт отметил, что в России не ведется действенной просветительской работы в бизнес-среде. «Она в основном подменена рекламным шоу. У нас до сих пор нет массового издания для бизнесменов правил ВТО, соглашений с комментариями. Это нонсенс. Хотя, казалось бы, он должен быть на каждом прилавке. Для бизнеса, если мы действительно идем в ВТО, это не менее важная вещь, чем Уголовный кодекс», — посетовал Делягин. Также эксперт отметил тот факт, что в России не ведется подготовка юристов и маркетологов должной квалификации, хотя «в ВТО главное — это механизмы ведения торговых споров». «Это очень изощренный механизм. Вы можете иметь лучшее производство, минимальные издержки, но если вы не будете иметь юристов, маркетологов, то вы никому ничего не сможете продать. Это очень важная вещь. У нас везде говорится о тарифах, рисуются красивые картинки, а главное — это не тарифы, это правила ведения бизнеса, которые меняются кардинально. И для основной массы нашего бизнеса они неизвестны», — сказал Делягин. Кто «душит» конкурентов Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что для того, чтобы российский рынок производителей был конкурентоспособным (а это необходимая составляющая в рамках существования в ВТО), необходимо развивать конкуренцию внутри страны. Это неминуемо будет способствовать повышению эффективности рынка. Сейчас же конкуренция находится на крайнем низком уровне. «По большинству показателей в сфере конкуренции на внутреннем рынке Россия занимает место в конце первой сотни мировых стран и ниже. А если говорить о конкурентоспособности наших производителей, то мы и вовсе ни по одному показателю (например, доля импорта ВВП, доля иностранной собственности, действенность торговых барьеров) не входим в первую сотню, располагаясь лишь во второй», — сказал Николаев, уточнив, что таковы данные международных исследований. Он отметил, что иностранные инвесторы принимают решения, касаемые бизнеса в России, отталкиваясь именно от этой статистики. Отвечая на вопрос, что же мешает развитию конкуренции, директор департамента стратегического анализа ФБК привел статистические данные, согласно которым более 50% дел, возбужденных в соответствии с законом о защите конкуренции, — дела в отношении органов власти. «Если органы власти являются «душителем» конкуренции — значит, они в первую очередь и заинтересованы в этом. Значит, это в их интересах, чтобы из выделяемых средств на дело пускалась только часть, а остальная понятно куда, — заявил Николаев. — Помочь в данной ситуации может только административная реформа, причем не показная, а реальная». Ведущий научный сотрудник Института торговой политики Алексей Портанский согласен, что в сфере конкуренции нужны системные преобразования, причем, прежде всего на политическом уровне. «Но для того, чтобы заниматься развитием конкуренции, необходимо сначала допустить сам факт ее существования. А у нас во многих сферах ее просто нет, и именно из-за ее отсутствия происходят массовые хищения, в том числе и на государственном уровне», — уверен он. По словам Портанского, структуры, которые существуют в условиях жесткой конкуренции, просто не могут себе позволить, чтобы значительная часть средств предприятия «рассовывалась по карманам». «В таких условиях они просто не смогут существовать и будут нерентабельны», — подытожил эксперт. |