После небольшого затишья, которое наблюдалось на рынке топлива в результате вмешательства российского премьера Владимира Путина, а затем и ФАС, цены на бензин снова начали повышаться. Напомним, Владимир Путин в феврале высказал недовольство высокими ценами на автомобильное и авиационное топливо и поручил вице-премьеру Игорю Сечину и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) осуществлять их мониторинг. «Даю поручение ФАС незамедлительно начинать антимонопольное расследование по любым фактам завышения цен на топливо», — заявил 9 февраля глава правительства. По его словам, Минэнерго и другие ведомства ведут работу по стабилизации рынка моторного топлива, однако чтобы навести порядок, действовать нужно «более активно». В результате разбора полетов, устроенного премьером, было принято решение наказать нефтяников за неумеренные аппетиты. В список штрафников попали «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, ожидают своей «очереди» «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР и «Башнефть». В настоящее время ФАС решает, какой размер штрафа следует установить для провинившихся. Слова Путина возымели действие: после него практически сразу основные российские нефтетрейдеры снизили расценки на бензин и дизельное топливо в розничной торговле. Незначительное снижение розничных цен наблюдалось на автозаправках и в марте: по данным Росстата, по результатам прошлого месяца цены на топливо снизились 0,8% (в феврале они упали на 1,5%, тогда как в январе выросли на 4,1%). Однако цены оптовиков в последнюю неделю марта росли: так, АИ-95 подорожал на 0,7%, Аи-92 — на 2,4%, а дизельное топливо подорожало сразу на 7%. Такие данные приводит ИКЦ «Кортес», отслеживающий ситуацию на рынке в еженедельном режиме. В целом же за январь-март 2011 года бензин подорожал на 1,7%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года цены бензин в I квартале 2011 года были выше на 10,6%. Факторы роста Аналитики связывают рост цен на топливо c сезонным фактором, а также дефицитом горючего, который может возникнуть в России уже в апреле из-за закрытия ряда нефтеперерабатывающих заводов на ремонт. У топливных компаний есть запасы, но им выгоднее отправлять их на экспорт — отсюда и возможное повышение цен, которое может произойти уже в конце апреля или начале мая, считают эксперты. Заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов не видит ничего удивительного в том, что стоимость нефтепродуктов растет. «На рост влияют несколько экономических и технических факторов, таких, в частности, как введение акцизов, продолжающийся рост мировых цен на нефть, а также будущая остановка на плановый ремонт нефтеперерабатывающих заводов и приближающая посевная кампания», — рассказал он. По словам эксперта, до настоящего времени рост цен сдерживался исключительно «из-за давления ФАС и страха нефтяников перед недовольством главы правительства». Он считает, что «относительно низкие розничные цены на топливо в условиях роста потенциальной прибыли нефтяных компаний продержатся недолго». «Кроме того, нужно понимать, что в ситуации даже полуоткрытого рынка нефтепродуктов, какой существует сейчас в России, невозможно поддерживать цены на топливо, в разы отличающиеся от цен на рынках ближайших соседей», — считает Емельянов. Поэтому так или иначе, российские цены на топливо обязательно сравняются с европейскими. «И этот процесс не остановить ни митингами дальнобойщиков, ни обращением колхозников к Путину. Можно лишь максимально эффективно использовать время, оставшееся до очередного рывка роста цен на топливо. Надо вводить технологии экономии, бороться с хищениями топлива, контролировать использование техники», — рассказал собеседник. Партнер компании Strategy partners, лидер практики «ТЭК» Петр Панов рассказал, что существуют объективные мировые предпосылки колебаний цен на моторное топливо в России. «Цены на энергоносители привязаны и индексируются по мировым ценам на нефть, а всем известно, что они за последний квартал выросли очень серьезно», — сказал эксперт. По словам Панова, на рост цен на бензин повлияют и другие факторы. «Что касается других предпосылок, известно, что в январе Минфин поднял акциз на моторное топливо — порядка одного рубля за литр. Это уже послужило объективной причиной повышения цен для конечного потребителя. В то же время ФАС своими мерами вынудил компании снизить отпускные цены на бензин на воротах завода, что и было сделано. Разные компании снизили его стоимость от 1 до 1,5 тысяч долларов на тонну», — рассказал партнер компании Strategy partners. При этом эксперт считает, что в долгосрочной перспективе цены на бензин стабилизируются вместе с ценами на нефть, и серьезных колебаний до конца года ожидать не стоит. «Если не случится чего-то сверхординарного с мировыми ценами на нефть. Я думаю, ситуация сейчас максимально привязана к ситуации в Ливии», — пояснил он. Аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова считает, что ценообразование в России носит не вполне рыночный, а, скорее, олигопольный характер — то есть определяется отнюдь не только соотношением спроса и предложения. Поэтому рост цен на нефть и приводит к тому, что дорожают все производные из нее продукты, в том числе бензин. Как прогнозирует Анна Анненкова, даже если ФАС и надавит на вертикально-интегрированные компании, то через некоторое время они примутся за старое, и рост цен продолжится. Просто компании будут повышать цены постепенно, с оглядкой на ФАС. |