Совет Федерации одобрил закон о создании в России дорожных фондов, сообщает информагентство «Прайм-ТАСС» со ссылкой на ИТАР-ТАСС. Документ разработан по поручению президента РФ Дмитрия Медведева, который еще в конце 2009 года предложил воссоздать эту форму целевого расходования бюджетных средств. Законопроект о создании федерального и региональных дорожных фондов опубликовало Министерство финансов в ноябре 2010 года. Инициатором воссоздания дорожных фондов (спустя почти 10 лет после решения об их отмене) был Минтранс во главе с Игорем Левитиным. Окончательное решение о переходе на новую схему финансирования дорожного хозяйства в июле 2010 года принял президент. Согласно закону, средства дорожного фонда будут расходоваться на обслуживание дорог, включая проектирование, строительство и капитальный ремонт автомобильных трасс. Федеральный дорожный фонд начнет действовать в этом году. Он будет состоять из двух частей: базового объема бюджетных ассигнований (на 2011 год они запланированы в размере 254,1 млрд рублей), а также прогнозируемых налоговых и неналоговых доходов за счет повышения акцизов на нефтепродукты и использования инфраструктуры автодорог федерального значения. Предусматривается также обязательное создание с 1 января 2012 года дорожных фондов субъектов РФ. По решению представительных органов муниципальных образований могут быть образованы и муниципальные дорожные фонды. Законом также закрепляются в Бюджетном кодексе РФ с 1 января 2014 года нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла для производимых в России дизельных и карбюраторных двигателей. В федеральный бюджет будут поступать 28% доходов, а в бюджеты субъектов РФ — 72%. Вносятся изменения и в закон об автодорогах. В частности, с 1 января 2012 года планируется ввести новый вид платежа — платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам федерального значения машинами максимальной массой свыше 12 тонн. За уклонение от платы предусмотрены штрафы от 5 тысяч до 450 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения штраф для юрлиц может достичь 1 млн рублей. Эти сборы зачисляются целиком в федеральный бюджет. По мнению некоторых аналитиков, нововведения не принесут ожидаемого результата. Они напоминают, что деятельность дорожных фондов, существовавших в России с 1991 по 2001 год, была неэффективной — зачастую деньги просто разворовывались. «Проблема дорожного финансирования связана не столько с количеством денег, сколько с эффективностью их расходования, — считает руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — Созданием фонда эффективность не повысить, один раз фонды уже ликвидировали, не совсем понятно, что изменилось с тех пор». |