фото: Михаил Ковалев
— Как Вы оцениваете российские экономические итоги 2013 года, и какие прогнозы можно сделать на 2014 год?
— С экономический точки зрения прошедший год оказался самым худшим за последние несколько лет. Следующий год будет не лучше. Промышленное производство стагнирует. По большому счету, рост экономики в 2013 году был обеспечен потребительским спросом населения. Бюджетникам повышали зарплаты. В реальном выражении они выросли на 10%. Банки продолжали выдавать кредиты.
В 2014 году рост зарплат в бюджетной сфере вряд ли превысит 3%. Свободные средства у многих банков на исходе. Поэтому серьезно рассчитывать потребительскую поддержку не стоит. Впрочем, излишне драматизировать я бы не стал. Еще в 2011 году стало ясно, что при нынешнем отношении государства к этому вопросу развитие экономики резко замедлится. Хорошо, что она пока не падает в минус.
Нам следует делать прогнозы не на будущий год, а на пятьдесят лет вперед. Для начала нам нужны изменения в деловом климате: государство должно перестать пугать бизнесменов, необходимы серьезные реформы в политической и правовой сфере.
— Последние годы очевидно огосударствление отечественной экономики. Нефтегазовая отрасль фактически находятся под контролем государства. Те же тренды наблюдаются в банковском секторе. Мы имеем дело с государственным капитализмом?
— Совершенно верно. На первом этапе развития российской рыночной экономики был закономерен олигархический, зачастую, криминальный капитализм. Появился частный сектор, значительно снизилась доля государственных компаний.
Теперь имеет место государственный капитализм. Государство возвращает обратно столпы своей экономики. Такая тенденция характерна большинству современных развивающихся стран. Национализация частной собственности происходит в Венесуэле, Боливии, Эквадоре и Аргентине.
Однако, чтобы не вернуться к практике крупных неэффективных государственных предприятий, необходимо постоянно двигаться вперед. Следующим этапом должен стать конкурентоспособный капитализм, готовый перейти к импортозамещению, производству собственного качественного и востребованного продукта. Государству следует не бояться инвестировать малый бизнес, который во всех развитых странах играет огромную роль, и именно на его долю приходится большая часть ВВП. Правительству необходимо повышать уровень доверия в бизнес-среде. Сейчас этот показатель не превышает 25%, что не позволяет надеется на появление большого количества новых интересных проектов.
— Может быть стоит воспользоваться средствами из Фонда национального благосостояния или другого государственного ресурса?
— Что касается ФНБ, то средства из него должны стать целевым капиталом российского пенсионного фонда. Если уже сейчас пенсионный дефицит составляет 1 трлн рублей, то через 10 лет недостаток средств грозит достигнуть 20 трлн. Государству будет нечем погашать задолженности перед пенсионерами.
Переброска накопительной части пенсии в страховую — не выход. Отдайте людям эти деньги. Государство полагает, что у нас малограмотное население, не способное на предпринимательскую деятельность. Так дайте возможность это проверить. Пусть работодатели перечисляют часть пенсионных взносов непосредственно работникам. Посмотрим, насколько бизнес-активными могут быть рядовые россияне. Уверен, что многие найдут более эффективное применения этим средствам, нежели государственные институты. |