фото: PhotoXPress
О том, что после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия неизбежно столкнется с газовыми проблемами, было известно заранее. Европа, энергобаланс которой примерно на четверть зависит от поставок «голубого топлива» из нашей страны, давно выражала недовольство дешевыми внутренними и дорогими экспортными ценами «Газпрома». По мнению ЕС, российские производители, в частности, металлургической и химической отраслей, став полноценными игроками европейского рынка сбыта, получат существенное преимущество, так как «газовая» составляющая в стоимости их товаров намного ниже, чем у промышленных предприятий Старого Света.
Евросоюз предлагал «Газпрому» пересмотреть свою экспортную ценовую политику и перевести ее «в русло нормальных коммерческих соображений», то есть назначать цену европейским покупателям на основе возмещения затрат и получения разумной прибыли. В подтверждение своих слов Европа начала антидемпинговое расследование в отношении товаров, импортируемых их России.
Россия, прекрасно понимая растущую топливную зависимость Европы от российского газа, не шла на уступки. Однако преимущество в таком торге свелось к нулю после вступления нашей страны в ВТО.
Еврокомиссия моментально открыла «второй фронт» и предложила «Газпрому» применить к «Южному потоку» нормы «третьего энергопакета».
Другими словами, Европа потребовала независимого управления транспортной инфраструктурой и доступа к трубе третьих поставщиков, не участвовавших в ее строительстве. «Газопровод должен работать как автобан. Каждый может им пользоваться и платит за это по действующему тарифу», – объяснила представитель еврокомиссара по энергетике Марлене Хольцнер.
Теоретически, ЕС имеет полное право, чтобы ставить такие жесткие условия. Согласно положениям Энергетической хартии Европы, в рамках которой действуют «энергопакеты», вертикально интегрированные энергетические компании, а «Газпром» обладает именно такой структурой, работающие на европейском рынке, должны быть разделены на производителей и поставщиков газа.
Подтверждением ультимативной позиции Евросоюза, который прозрачно намекает Москве, что «Южный поток» (* - справка «МК»), строящийся газопровод из России в Европу, может остаться незаполненным, является активизация европейских стран в реализации проектов по доставке сжиженного газа из Катара, а также сланцевого газа из США. Более того, Европа инвестирует разработку Трансанатолийского и Трансадриатического газопроводов, способных диверсифицировать европейский газовый рынок за счет поставок «голубого топлива» из Азербайджана.
Россия согласилась играть на чужом поле и подала иск к ЕС, требуя прекратить антидемпинговые расследования. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, аналогичные иски будут поданы и против ограничений, установленных «третьим энергопакетом».
Времени, чтобы разрешить разногласия по «Южному потоку» и сопряженные с газопроводом экономические трения, пока еще достаточно. Первые объемы российского газа в рамках нового проекта должны пойти через акваторию Черного моря в страны Евросоюза в конце 2015 года. Компромиссом, скорее всего, станут уступки с обеих сторон. Например, «Газпром» сохранит за собой право, взимать плату за транспортировку газа, разделив с европейцами управленческие функции новой трубы. Европа, в свою очередь, может пообещать закрывать глаза на демпинговые цены товаров из России. Возможны и другие варианты. В том числе, снижение цен на российский газ, а такие прецеденты уже были, для европейских покупателей и отказ Евросоюза от газопроводов-конкурентов.
Более тревожным для нашей страны является другой вопрос. Каждый раз, заявляя о строительстве нового экспортного маршрута, «Газпром» рискует прокладывать себе дорогу по тонкому льду. Впервые с дополнительными условиями покупателей газа российская монополия столкнулась в начале 2000-х годов, после завершения строительства трубопровода «Голубой поток» в направлении Турции, которая являлась основным импортером топлива. Анкара потребовала от Москвы пересмотра соглашения об объемах поставок, мотивируя снижением темпов развития собственной национальной экономики. России пришлось согласиться. Во-первых, условия контракта, в которые якобы «закралась некая ошибка», позволяли Турции рассчитывать на такую уступку. Во-вторых, ежедневный простой «Голубого потока» оборачивался миллионами долларов убытков, что серьезно снижало рентабельность газопровода.
На те же грабли «Газпром» наступил при строительстве первой нитки трубопровода Nord Stream. Европейские страны, в частности, Прибалтика и Скандинавия, ссылаясь на собственную энергетическую и экологическую безопасность, неоднократно вынуждали Россию менять маршрут газопровода, что приводило к дополнительным расходам. Затем Евросоюз предъявил претензии к ответвлению от Nord Stream на Чехию, газопроводу Opal. В результате, пока «Газпром» договаривался с ЕС об условиях его эксплуатации, половина мощностей Opal простаивала.
В настоящее время «Газпром» готов к возведению очередного амбициозного проекта – трубопровода «Сила Сибири» в Китай. Его начальные инвестиции, включая освоение Чаяндинского месторождения, которое станет ресурсной базой газопровода, только в 2014 году могут составить 950-960 млрд. рублей.
Китай пока не торопится гарантировать закупку газа из этой трубы. Поднебесная рассматривает собственные газовые проекты, а также возможность поставок сжиженного природного газа из США. Учитывая менталитет жителей Поднебесной, уже в процессе строительства «Силы Сибири», Пекин наверняка будут давить на Москву, требуя преференций.
В таких условиях возникает подозрение, что затевая новое строительство, руководство «Газпрома» решает не столько геополитические интересы, сколько действует в собственных интересах. Ведь каждый проект подразумевает значительные инвестиции, часть из которых в бонусах и премиальных достается менеджерам монополии.
СПРАВКА «МК»:
Газопровод «Южный поток» пройдет через акваторию Черного моря из Анапского района в болгарский порт Варну. Далее две его ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Сухопутный отрезок газопровода будет проложен через Венгрию, Грецию, Сербию, Словению и Хорватию. Строительство газопровода началось в декабря 2012 года и по плану должно закончиться в конце 2015 года.
Планируемая мощность «Южного потока» — 63 млрд кубометров газа в год. Оценочная стоимость проекта — 16 млрд евро. Акционерами управляющей компании South Stream Transport являются «Газпром» (50%), итальянская Eni (20%), французская EDF Group (15%) и немецкая Wintershall AG (15%). |