фото: PhotoXPress
Об этом красноречиво говорит сводка Росстата по итогам трех кварталов: снижение выпуска легковых автомобилей на АвтоВАЗе всего на 2,5% (поговаривают, что из-за отказа от производства классических моделей), отшвырнуло все промышленные показатели страны далеко назад. Ведь торговые кооперативы и фирмы наподобие «рогов и копыт», даже если их будут миллионы, вряд ли нам дадут и налоги, и рабочие места, и хорошую процентовку. А ведь перед обществом стоит дерзкая задача, выдвинутая президентом Путиным. Кажется, уже к 2020г. создать в стране «20млн. высокотехнологичных и высокооплачисваемых рабочих мест»!
Не хочется здесь сыпать цифрами по инфляции, ставке рефинансирования Центробанка и прочим моментам, которые, по мнению наших экономистов, мешают идти вперед. Все это мелочи жизни. Главное — промышленной индустрией федеральное правительство не занимается в принципе.
Помнится, лет 10-12 назад, в обществе горячо дискутировалась новая экономическая программа, получившая название «Точки роста». Заключалась она в том, что российская промышленность не будет (да это и никому не надо) копировать советскую. Тогда, как знают читатели старшего поколения, заводы и фабрики имитировали всю мировую промышленность, выпускали от иголки до космических кораблей «Буран».
Такого гражданского подвига сегодня не надо. Но еще больше не надо стоящих заводов и фабрик, где работали миллионы людей. Они исправно платили налоги, были при деле.
Истина лежала где-то посредине. И эту истину лет 10-12 назад мы вроде бы нашли.
Нужно развивать те отрасли, которые на тот момент были еще конкурентноспособны на мировом рынке. Самолетостроение, судостроение, космос. Да, мы заметно отстали от развитых стран мира, не в состоянии тягаться с их авиалайнерами или морскими судами — кораблями. Тем не менее, влив в это производство финансы, мы могли бы с успехом выпускать продукцию для развивающихся стран, учитывая, что ее цена на порядок дешевле, чем у американцев или у немцев.
«Точки роста» позволили бы нам решить главную социальную задачу: заработали бы крупные производства, сотни тысяч россиян в глубинке стали бы у станков. Понятно, что так просто наши основные отрасли не смогут конкурировать, если в самолетах и кораблях не будет применяться современная электроника, новые марки сталей и сплавов, передовые технологии химической промышленности.
То есть, эти направления локомотивом бы потянули за собой развитие смежных отраслей. Не знаю сколько, но процентов 70 или 80 предприятий в России снова вступили бы в строй и давали нам столь необходимый ВВП.
Все эти с виду логичные и не такие уж непреподъемные планы благополучно развалились в тот же день, как мы приступили к реализации столь масштабной задачи. Были созданы соответствующие госкорпорации, которые возглавили известные государственные мужи: и по самолетам, и по вертолетам, и по кораблям, и по нано-технологиям.
Спустя годы мы стали узнавать, что гора (понимай госкорпорации) родила мышь. Никакого прорыва или экономического чуда. Зато «золотые парашюты» топ-менеджерам, баснословные премиальные в конце года, неизвестно как потраченные бюджетные средства, шумные корпоративы…
Мы в очередной раз получили новый виток коррупции в верхних эшелонах власти.
Выход из этой ситуации напрашивается сам собой. Если из кризиса выйти силенок не хватает у государства, то целые отрасли вместе с бюджетными вливаниями необходимо отдать частному бизнесу. Это любимый тезис нашего премьера Медведева.
Только я вспоминаю историю с «Булгарией» на Волге. Еще на памяти авиакатстрофы из-за того, что отечественный бизнес, в погоне за прибылью, ослиной мочой разбавлял авиационное топливо и много-много других случаев. И совсем не уверен, что частный бизнес — правильный ответ.
Ну что у нас за страна такая?.. |