фото: Геннадий Черкасов
Помнится, в далеком 2004 году прошла информация, что прокуратура Швейцарии по запросу российских коллег заблокировала банковские счета совладельцев и руководителей «ЮКОСА» на общую сумму почти $5 млрд. Позднее выяснилось, что данные о заморозке такой астрономической суммы оказалась фейком. Тем не менее по этому поводу Леонид Невзлин, один из бывших руководителй ЮКОСА, вовремя уехавший в Израиль и получивший там гражданство, заявил, что акционеры хранили в швейцарских банках «не последние 5 млрд и денежки (спрятаны. — «МК») в хорошем месте». За что тут же получил публичный упрек «в аморальном поведении» от Владимира Путина, а впоследствии и заочный пожизненный срок за якобы организацию убийства.
Сейчас Леонид Невзлин занимается инвестиционным бизнесом в Нью-Йорке и Лондоне. Вкладывает деньги в благотворительные проекты, связанные с еврейской идентичностью. Свое состояние оценивает в $1 млрд. Он владеет 20% акций газеты Haaretz и другими активами в Израиле. Одновременно участвует в судебных процессах в иностранных судах на стороне акционеров ЮКОСа. Например, в 2010 году «Роснефть» по решению Верховного суда Нидерландов выплатила почти 13 миллиардов рублей в пользу Yukos Capital за предоставленные ранее кредиты компании «Юганскнефтегаз».
Другие экс-юкосовцы Михаил Брудно и Владимир Дубов уже десять лет как осели в Израиле. И если верить книге Натальи Геворкян «Тюрьма и воля», тоже и не бедствуют. Занимаются бизнесом, с особым удовольствием — винодельческим. О Василии Шахновском известно, что он с 2004 года довольно замкнуто живет в Европе.
Говоря о состоянии финансов Ходорковского и К, не стоит забывать, что по версии Генпрокуратуры, которая недавно проанонсировала третье дело ЮКОСА, в руках бывших топ-менеджеров компании Брюса Мизамора, Стивена Тиди и других в 2005 году оказались активы на сумму более $10 млрд «в виде денежных средств, еврооблигаций, облигаций предприятий, акций промышленных предприятий, портфельных вложений в различные зарубежные фонды, и часть этого имущества была реализована».
Конечно, теперь, после помилования Михаила Ходорковского, перспективы этого дела весьма туманы, но факт остается фактом: зарубежные активы у ЮКОСА были, они не были арестованы, и их удалось продать. Резюмируя, скажу: свобода дороже денег. Но согласитесь, что даже если их рассматривать как инструмент для занятия благотворительностью, то деньги Ходорковскому точно не помешают.
Смотрите видео: Политики об освобождении Ходорковского: "Это очень сильный ход..."
|