Во многих городах малый бизнес является важным поставщиком базовых сервисов: от кафе и развлечений до лечения и образования.
Молодые участники заседания сразу обратили внимание на ситуацию с нестационарной торговлей в Москве. По их мнению, она в столице вроде как разрешена, а вроде и не приветствуется. Тут же вспомнили яркий пример: руководитель одного из профильных городских департаментов подошел к уличной тележке и якобы бы даже что-то с нее купил, но едва официальное лицо исчезло, моментально объявились сотрудники в погонах и попросили предпринимателя-передвижника место покинуть.
В свою очередь Шахар Вайсер, создатель и владелец сети городского, действующего в разных странах, посетовал, что, например, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, узнав об их службе, сразу стал спрашивать: не надо ли чем помочь компании? Мэр Тель-Авива сам начал ездить на их такси. В Лондоне они стали официальным перевозчиком Олимпиады. Одним словом, везде и всюду местные власти их активно поддерживали, поскольку понимали: ребята занимаются публичным транспортом, разруливают ситуацию с пробками, парковками, облегчают жизнь туристам — делают то, что обычно ложится на плечи государства, а еще и платят налоги. А вот в Москве их службу такси чиновники особым вниманием не балуют.
Ответить на оба запроса согласился Алексей Комиссаров. Во-первых, пояснил Алексей Геннадиевич, на сегодня в городе есть понятная схема расположения объектов нестационарной торговли. Если у кого-то документы были оформлены не по правилам, такие предприниматели пострадали. В общем же реорганизация рынка направлена на то, чтобы деятельность ларьков и палаток приняла цивилизованный вид. «Я был с коллегой из Департамента торговли и услуг на встрече у мэра, — уточнил чиновник, — и там четко высказана позиция за передвижную торговлю. Только не ту, когда люди покупают фургончик, а потом машина с проколотыми колесами стоит все время на одном месте».
В отношении второго вопроса, Комиссаров напомнил: «Ни в одном городе мира таких перемен в таксомоторном парке не было, поэтому мэры и приходили в частную компанию, они не знали, как справиться своими силами». В Москве же за последние 20 лет рынок перевозок «доразвивался» до того, что легальное такси практически исчезло, так что в итоге мэрия сама внимательно изучила ситуацию и активно занялась исправлением положения. Уже в прошлом году было выдано 20-тысячное официальное разрешение на работу такси.
Вместе с тем собравшихся предпринимателей заверили в том, что их идеи городу очень важны. С конца года столичные власти начнут публиковать открытые запросы департаментов Москвы на те или иные хозяйственные решения. На практике это означает, что чиновники не просто объявят о закупке шумоизоляционных щитов или, допустим, системы видеонаблюдения конкретного образца, а будут изучать различные предложения компаний, как можно снизить шум в городе или обеспечить безопасность жителей.
Что же касается непосредственно услуг, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян рассказал, что в их организации есть площадка по решению транспортных вопросов и они будут рады новым инициативам.
Директор стартап-академии Московской школы управления «Сколково» Лоренс Райт коснулся темы высокотехнологичных компаний. С его точки зрения, в российской столице слишком высока стоимость услуг для начинающих предпринимателей (PR, веб-дизайн и т.д.). «Город очень дорогой, несопоставимо с Силиконовой долиной», — заметил он. Кроме того, недостаточна популяризация стартап-культуры. Главным ее посылом должно стать то, что инновации — это не просто модно, это нужно. Люди не понимают, зачем стране бизнес-ангелы, менторы, инвесторы.
Представители мэрии дали понять, что «сбивать цены» на услуги на рынке никто не будет. В то же время город создает площадки, где начинающие предприниматели могут получить необходимые сервисы: бизнес-акселератор, инкубаторы и др. Там же стараются создавать мотивацию для внедрения ноу-хау в жизнь. Есть программы поддержки в виде субсидий (в том числе на выставочную деятельность), работы гарантийного и микрофинансового фондов. А вот более острый вопрос, который мешает притоку в столицу высококлассных специалистов, — жилищный. «Стоимость жилья — главный барьер, — заявил Алексей Комиссаров. — Сейчас мы попробуем реализовать модель создания хостелов при коворкинг-центрах, которую в случае успеха, надеемся, подхватит бизнес».
Популяризация тоже набирает обороты: в прокат выходит отечественный фильм «Стартап», основанный на реальных событиях и рассказывающий о становлении инновационного бизнеса в России. Наконец-то герои Рэмбо поменяются на героев с развитой мышцей головы, иронично заметил один из участников форума. |