«На сегодняшний у нас предусмотрено более 60 оснований, когда закон о бюджете фактически изменяется чиновниками на основании бюджетной росписи. - заявил руководитель комитета Госдумы по налогам и сборам Андрей Макаров. - Такую форму распределения бюджетных средств 4 года назад под кризис пробил Алексей Кудрин, еще будучи главой Минфина. С тех пор только в 2010 году таким образом было расписано 2 трлн руб., а это 20%. Зачем вообще нужен парламент, когда можно просто так взять и часть переписать, как кому то нравится?»
Напомним, двумя неделями ранее депутат говорил, что изменение закона о бюджете бюджетной росписью должно быть прописано «как исключительный случай, не терпящий отлагательств, во всех остальных случаях бюджет - это прерогатива парламента».
Сегодня не только Минфин, но и любое другое министерство может воспользоваться правом бюджетной росписи. «Нас эта ситуация совершенно не устраивает. Правительство разрабатывает и исполняет бюджет, а парламент его принимает и контролирует выполнение основных параметров. За нами эта функция и должна оставаться. Я думаю, что мы внесем поправки, в первую очередь в бюджетный кодекс, не позднее января-февраля следующего года», - утверждает Андрей Макаров. А если учесть, что Макаров далекой не последний человек в «Единой России», то шансы их принятия почти стопроцентные. Тем более вряд ли он выступил с подобного рода предложениями, не согласовав их в Кремле и Белом доме.
По мнению директора департамента стратегического анализа, профессора высшей школы экономики Игоря Николаева действующий порядок и так подробно расписывает процедуры расходования госсредств, а подобные инициативы избыточны и ни к чему ни приведут . «Все необходимые ограничения уже есть и если мы хотим, чтобы министерства работали эффективно, у них должна быть определенная свобода,» - отмечает Николаев. И действительно, процедура принятия поправок в бюджет через Госдуму занимает не менее двух месяцев. Чиновники просто лишаются возможности оперативно реагировать на быстро меняющеюся экономическую ситуацию.
«Международные организации критикуют, что Россия принимает слишком много поправок в уже принятый бюджет, - признают в Минфине. - Но кризисный период предсказать довольно сложно, так как ситуация меняется несколько раз в год, как обойтись без поправок? Не вижу в этом ничего плохого. Тем более, как правило, все изменения касаются лишь перераспределения расходов, а их общая сумма не меняется». |