Минимальные цены на крепкий алкоголь были введены с 2010 года на всех этапах реализации спиртного: у производителя, оптовика и розницы — как инструмент с контрафактом. Таким образом, нелегального производителя лишают его главного конкурентного преимущества — предельно низкой цены. Чем выше акциз, тем потенциально выше у него маржа. Вводя «минималку», этого потенциального маржинального дохода нелегалов и лишают.
Однако в 2013 году легальным производителям это не помогло. Водка подорожала сразу на 36% — до 170 рублей. Ее производство резко сократилось (минус 40%). Чего нельзя было сказать о потреблении — пить народ меньше не стал. Это говорит о том, что пили суррогат, сивуху, самопал. Так что резкое повышение цен сыграло против производителей алкоголя. Но правительство учится на ошибках. Поэтому в 2014 году цены на «беленькую» будут расти постепенно — в два этапа. К слову, подорожает не только водка.
Также проектом приказа предлагается установить минимальную розничную цену на бренди в размере 293 рублей за 0,5 л готовой продукции, а на коньяк — 322 рубля. Для сравнения: сейчас эти цены составляют 250 рублей (рост на 17,2%) и 280 рублей (рост на 15%) соответственно. Общественное обсуждение данного проекта приказа продлится до 28 декабря 2013 года.
В Росалкогольрегулировании сообщали, что необходимость пересмотра минимальной цены вызвана в первую очередь увеличением в 2014 году ставки акциза на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% с 400 до 500 рублей за литр безводного спирта. Кроме того, корректировка связана с увеличением тарифов на газ и электроэнергию в 2014 году.
Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров сообщил «МК», что его организация всегда поддерживала введение минимальной цены. «О необходимости введения «минималки» мы говорили с 2005 года. Когда это все-таки сделали — это стало абсолютно правильным решением», — говорит Добров.
По его мнению, данная мера весьма эффективна. «В 2009 году цена легальной водки на прилавке, учитывая акциз и НДС, составляла около 80 рублей, в то время как нелегальная водка без акцизов и НДС продавалась рублей за 40–50. Понятно, что при таком ценовом не очень обеспеченный потребитель делал свой выбор в пользу контрафакта. А после того как ввели минимальную цену, этого ценового дисбаланса больше нет», — пояснил эксперт. Добров рассказал, что c 2010 года его организация постоянно мониторит розницу. «Единичные случаи, когда водку продают ниже минимальной цены. Поэтому мера действующая», — заключил председатель СПАП. |