В начале года на совещании у президента Владимира Путина руководителю «РусГидро» Евгению Доду пришлось оправдываться за украденный у компании при строительстве Загорской ГАЭС-2 миллиард (факт, что хищения были до прихода Дода в компанию, смягчающим обстоятельством не явился). Затем на Северном Кавказе завели уголовные дела на директоров «дочек» компании — их местные следователи обвинили в неправомерном возврате НДС, хотя компания представила одобрение ФНС схемы включения возвращенного НДС в финансирование строительства. Стало очевидно, что нужна новая схема контроля за расходами.
И она появилась — в проекте строительства новых электростанций на Дальнем Востоке, на которое государство выделило 50 миллиардов рублей. Пока Сбербанк, который отвечает за прозрачность использования денежного потока, выбирает технических аудиторов, чтобы проверить экономические и технические решения на будущих объектах, «РусГидро» оплачивает работы по ним из своих денег. В нет ничего странного —государство выделило на строительство 50 млрд рублей, даже в отсутствие всей документации стоимость проектов оценивается в 64 млрд рублей. Разницу компания платит сама.
Целевые же 50 млрд рублей лежат в же Сбербанке, и за это время на них «накапало» 1 млрд 600 тыс. рублей. Они также будут направлены на эти стройки — такая строка есть в перечне источников финансирования. Получается, что медленное запрягание в данном случае выгодно государству. Кроме того проверяющие органы всегда смогут моментально получать информацию о ходе строительства и о , как работают госсредства. Возможно, такая схема должна быть внедрена в каждой компании, в капитал которой государство вкладывает деньги. Не зря Президент РФ Владимир Путин на встрече с Евгением Додом был очень заинтересован системой контроля.
Вопросов хотели избежать, но они тем не менее возникли. Судя по , как эти вопросы поставлены, «РусГидро» переживает достаточно неприятный для любой крупной компании период — ее «друзья» проверяют ее на прочность. Менее искушенные подозревают компанию, что она может оставить проценты себе; более искушенные — что жесткий контроль над деньгами приведет к срыву сроков строительства станций. Согласования действительно растягиваются на месяцы, а вдруг меняется руководство Счетной палаты, и новое руководство внезапно вспоминает про лежащие без дела 50 миллиардов.
Крайней в этой ситуации оказывается, естественно, компания. Ей не привыкать быть крайней. После катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС одно время казалось, что с ней вообще покончено. Однако компания взялась за восстановление СШГЭС и уже близка к ее завершению, затеяла масштабную комплексную модернизацию ГЭС Волжско-Камского каскада, практически достроила Богучанскую ГЭС и развернула строительство станций на Дальнем Востоке.
Однако сейчас ее вводят в ступор. Спору нет, контроль над государственными финансами нужен, и строгий; любая деятельность в государственных интересах должна быть чистой. Однако изобилие контролирующих инстанций в очередной раз превратило процесс контроля в «стремительный домкрат» из бессмертного произведения и Петрова. |