Напомним, деятельность «Мастер-банка» вызвала гнев регулирующего органа сразу по нескольким причинам. В частности, активы «Мастер-банка» не покрывали обязательства перед его вкладчиками. Кроме того, на момент отзыва лицензии у финорганизации (а случилось это 20 ноября) «дыра» в ее капитале достигала аж 2 млрд рублей. Наконец, банк подозревают в том, что он связан с теневым сектором, и имеет на своем счету ряд крупномасштабных операций весьма сомнительного, с точки зрения закона, характера.
«МК» поинтересовался у представителей экономического и банковского сообщества, каковы могут быть среднесрочные и долгосрочные последствия отзыва лицензии «Мастер-банка» и не породит ли намек Набиуллиной на дальнейшие «зачистки» волнения среди вкладчиков среди частных финансовых организаций?
Директор банковского института ВШЭ Василий Солодков считает, что через несколько лет вряд ли кто вспомнит о существовании «Мастер-банка». Никаких особых, тем более катастрофических последствий его крах не вызовет. Клиенты банка с застрахованными вкладами (те, у кого сумма на счете составляет до 700 тысяч рублей — прим. ред.) вернут свои деньги в ближайшее время. Тем, у кого вклад свыше страхового порога, придется подождать полгода. Но сколько они получат, неизвестно. Гораздо сложнее обстоит дело с юридическими лицами, имевшими счета в «Мастер-банке». Что им достанется в результате, большой вопрос.
Нельзя исключать, что это может спровоцировать банкротство тех фирм, которые там обслуживались (прежде всего, компаний, представлявших малый и средний бизнес), - говорит Василий Солодков. - Кроме того, юридические лица, обслуживающиеся в частных банках, в перспективе могут задуматься: а стоит ли продолжать это делать? А может, лучше пойти в непотопляемые госбанки, которые государство средствами налогоплательщиков готово спасать любой ценой? В целом, это может привести к монополизации рынка.
Что же касается заявления Эльвиры Набиуллиной, то, по мнению эксперта, теоретически, получи оно большой резонанс, многие физические лица могли бы начать массово закрывать в банках свои вклады, превышающие 700 тысяч. Это было бы чревато возникновением ажиотажа. К примеру, в 2004 году возник кризис ликвидности после того, когда кто-то, не подумав, сказал про 40 банков, у которых должны быть отобраны лицензии.
Если собираетесь отбирать у кого-то лицензию, не надо об этом шуметь, - подчеркивает Василий Солодков. - Хотя я не думаю, что в данном конкретном случае это спровоцирует какие-либо негативные последствия.
Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский отмечает, что «Мастер-банк» - знаковая финансовая организация как с точки зрения работы с клиентами, так и с позиции развития сети банкоматов, к процессингу которой были подключены несколько десятков других банков. Для вкладчиком банка лишение его лицензии станет серьезным потрясением, однако на финансовую устойчивость банковского сектора в целом все это никак не повлияет.
Никакой «зачистки» тут не было. Зато были четкие правовые основания для отзыва лицензии. Отрицательный капитал – минус два миллиарда — означал, что банк уже не мог работать по обеспечению своих обязательств. С другой стороны, отзыв лицензии был сделан для того, чтобы не расползлись капиталы и было чем расплатиться и с населением, и с юридическими лицами, - уверен Владимир Киевский. - Это не случилось неожиданно. Как минимум, с середины года «Мастер-банк» знал, что пересек черту зоны риска.
Слова Эльвиры Набиуллиной, по мнению спикера, говорят о том, что Центробанк и дальше будет жестко работать по укреплению финансовой дисциплины кредитных организаций.
Вице-президент ассоциации региональных банков России Олег Иванов в качестве долгосрочных последствий предпринимаемых Центробанком действий назвал укрепление и повышение надежности российской банковской системы, из которой вычищается «слабое звено». Никакой паники на рынке «падение» «Мастер-банка» спровоцировать не может, потому что он не входит даже в топ-50. Однако руководитель ЦБ, с точки зрения Олега Иванова, все же не должен во всеуслышание говорить о возможных новых случаях с отзывом лицензий.
Я бы сказал, что это неудачное заявление, которое, впрочем, не повлияет на общую ситуацию, поскольку Эльвира Набиуллина имела в виду банки, гораздо более мелкие по сравнению с «Мастер-банком». И их возможный уход с рынка будет незаметным, - сказал Олег Иванов.
Зампред банковского комитета Государственой Думы Анатолий Аксаков придерживается той точки зрения, что случай с Мастер-банком — это холодный душ для подобного рода кредитных организаций. То есть нынешние заявления и действия представителей ЦБ должны стать стимулятором оздоровления. Эльвира Набиуллина показывает, что ее ведомство намерено играть решительно, и не церемониться с кредитными организациями, замешанными в теневых схемах, невзирая на их величину. При этом эксперт считает, что возможные санкции могут коснуться ограниченного количества банков — двух-трех. Причем, сами они прекрасно знают о нависшей над ними угрозе.
Отзыв лицензии никогда не происходит неожиданно, - поясняет Аксаков. - Долгое время с хозяевами банка ведется работа с требованиями навести порядок. И если они плюют на предписания и продолжают нарушать закон, тогда к ним применяется крайняя мера. Думаю, Эльвира Набиуллина обратилась к тем, кто рассчитывает, что на «Мастер-банке» все остановится и можно будет опять продолжать обналичивать крупные суммы денег, выводить криминальыне капиталы из страны, проводить сомнительные операции. |