фото: Наталия Губернаторова
До сих пор фискальный пресс на дивиденды был не слишком уж тяжким. Так, акционеры — физлица должны уплачивать с дивидендов всего лишь 9%. Налог на дивиденды для юрлиц колеблется от 0% до 15%. Как правило, юрлицо, обладающее контрольным пакетом акций другой компании, платит 0%. Юрлицо, зарегистрированное в офшоре, с которым есть соглашение об избежании двойного налогообложения, — 5%. И только в остальных случаях приходится раскошелиться на все 15%.
В принципе все эти ставки и по новому закону остаются в силе. Но все резко меняется, если компания не поделилась с налоговиками данными о своих конечных бенефициарах. Тогда налог удваивается, а для некоторых становится больше в шесть или даже тридцать раз.
Власти наносят еще один чувствительный удар по офшорным компаниям и их реальным владельцам. Конечно, закрыть все офшорные компании или заставить их перерегистрироваться на родине цели не стоит. По крайней мере сейчас. Для начала надо разобраться с теми структурами, которые владеют в России стратегическими объектами наподобие аэропортов. Достаточно вспомнить скандал вокруг «Домодедово». После теракта на его территории в январе 2011 года даже Генпрокуратура не могла вычислить конечных бенефициаров аэропорта, который к тому же рассматривается правительством как часть московского авиационного узла, в который планируют влить значительные бюджетные средства.
А кто на самом деле владеет «Домодедово», не совсем ясно и сейчас. 12 сентября этого года пресс-служба аэропорта официально заявила, что предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в «Домодедово» в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин РФ Дмитрий Каменщик.
Но 16 сентября ИТАР-ТАСС публикует выписку из кипрской базы данных, согласно которой владельцем аэропорта является офшорная компания DME Limited. До этого она числилась на о. Мэн. А вот владельцами DME являются профессиональный поверенный Джейн Элизабет Петерс (64% акций) и юрист Шон Фергюсон Кайрнс (36%). Оба подданные британской короны. А Каменщик в мае 2011-го отказывался от статуса бенефициара, называя себя всего лишь топ-менеджером.
В законопроекте про аэропорты тайным бенефициарам угрожают закрыть путь к голосованию своими акциями. Но этот путь крайне извилист. Необходимо пройти через суд.
А вот в новом законе все упрощается. Если раскроешься, то будешь платить с дивидендов по-прежнему. Нет — внеси 30%, и никаких связей с госэкономикой. Тем более с начала этого года от всех госкомпаний требуют заключать договоры только с прозрачными компаниями.
Сколько же компаний попадут под 30%-ный колпак, сказать трудно. Какие-либо формальные черные списки, может быть, и существуют в ФНС, но они не раскрываются. Но, по оценке директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, речь может идти примерно о 20% всех российских компаний. |